.RU

Порохов Д.А. Принципы организации научно-исследовательской деятельности гимназистов


^ Порохов Д.А. Принципы организации научно-исследовательской деятельности гимназистов
Научно-исследовательская работа учащихся гимназии № 498 началась с создания в сентябре 1997 года Школьного Научного Общества (ШНО). Руководителями ШНО являются Порохов Денис Александрович (учитель физики) и Соловьева Виктория Юрьевна (учитель географии). За не полные шесть лет работы общества учащимися гимназии выполнено 15 научно-исследовательских работ под руководством преподавателей гимназии и сотрудников различных ВУЗов Санкт-Петербурга. Тематика работ, выполненных учащимися, охватывает широкий спектр вопросов, от “компьютерного моделирования голографических изображений точечно-независимых объектов”, до “адаптации египетской сказки для русского читателя младшего школьного возраста”. Практически все работы представлены на различных конференциях (например, “Старт в науку”, г. Москва), семинарах, в печати и удостоены дипломов и грамот. Организация работы учащихся гимназии в ШНО базируется на следующих принципах: добровольности, сотрудничества, соответствия и завершенности.

Принцип добровольности подразумевает исключительно добровольное участие гимназиста в научно-исследовательской деятельности, без какого бы то ни было принуждения, как со стороны учителей, так и родителей. Принцип добровольности следует из того факта, что научная деятельность есть творческий процесс и не может быть стимулирован принудительно. Как показал опыт нашей работы, результаты работы и достижения одних учащихся, а также их широкая реклама является действенным стимулом для других.

Принцип сотрудничества реализуется, прежде всего, в том аспекте, что и преподаватель – руководитель темы, и ученик являются сотрудниками, то есть совместно работают над темой, проходя все основные этапы научной деятельности, от выбора темы и постановки задачи, до представления результатов. Очень важно, чтобы этот “путь” ученик и руководитель прошли совместно и важно исключить ситуацию, когда руководитель заранее знает, что должно получиться на выходе работы.

В более широком понимании принцип сотрудничества адекватен понятию “ключевая компетенция” в сфере работы с информацией. В процессе именно совместной работы с руководителем ученик приобретает основные навыки поиска, анализа информации, выдвижения гипотезы и представления новой информации, а также дискуссии и отстаивания своей точки зрения.

На принципе соответствия основывается выбор темы, он имеет два аспекта. Во-первых, работа, выполняемая учащимся, должна содержать в себе основные признаки научной работы, такие, как актуальность, новизна, оригинальность, то есть быть авторской. Даже если работа заключается в расчете и сборке трансформатора, ученик должен представлять себе, какую именно научно-практическую часть составляет его деятельность. Конкретным примером может служить работа учащихся гимназии № 498, выполненная в период 1997-1998 года под руководством с.н.с. Москальца О.Д. (ГУАП) и Порохова Д.А. В конкретной части работа заключалась именно в расчете и сборке трансформатора, но в научно-практической плоскости относилась к разработке узла датчика противопожарной системы безопасности на кораблях ВМФ. Таким образом, учащиеся четко представляли себе актуальность и новизну своей работы. Данная работа была представлена на расширенном семинаре головного совета по приборостроению при министерстве общего и профессионального образования РФ и получила высокую оценку его участников. При защите работы ученики проявили высокую компетентность в обсуждаемом вопросе.

С другой стороны, тема работы должна соответствовать уровню и возможностям конкретного ученика, изъявившего желание работать. Адекватность выбранной темы позволяет ученику почувствовать и реализовать свои возможности, набирая в ходе работы опыт научно-исследовательской деятельности. Это также позволяет ученику “безболезненно” погрузиться в сферу знаний, соответствующих выбранной теме и более свободно ориентироваться в получаемой информации. Адекватность выбранной темы возможностям ученика создает для него потенциально ситуацию успеха. Это повышает гарантии того, что работа будет доведена до логического конца.

Очень важным в организации научно-исследовательской деятельности учащихся является принцип завершенности. Это означает, что работа ученика обязательно должна быть завершена публичной презентацией. Это может быть конференция, семинар, публикация в печати или любая другая форма. Основная цель реализации этого принципа – подвергнуть работу защите, дать возможность представить и отстаивать результаты своей работы. Как показывает опыт нашей работы, для учащегося это является своего рода “наградой” за тот труд, который вложен в работу. При этом реализуется своеобразная “обратная связь” с теми учащимся, которые еще не начали работать в ШНО или их работа еще не доведена до завершенной стадии.

Стоит отметить, что в плане реализации последнего принципа не все зависит от преподавателя или даже директора гимназии. Отметим две существенных проблемы с которыми пришлось столкнуться в ходе организации работы ШНО. Во-первых, практически полное отсутствие информации о каких-либо конференциях, семинарах и других мероприятиях для учащихся в Санкт-Петербурге. Так, например, поиск такой информации вывел нас на московские конференции “Старт в науку”, ”Шаг в будущее”, ”Юниор”, журнал ”Компьютерные инструменты в образовании”, различные программы в городах РФ (Самара, Нижний Новгород и др.), но практически ничего не дал по Санкт-Петербургу (кроме, Аничкова Дворца). За шесть лет, с 1997 по 2003 год удалось найти информацию и участвовать в конференции ”Информатика и устойчивость развития” (2000г.), организованной физическим факультетом СПбГУ и ГУАП, и ”Биологи к 300-летию Петербурга” (2003г.).

К сожалению, до сих пор не удалось найти какой-нибудь журнал, публикующий научно-исследовательские работы учащихся, кроме вышеуказанного, однако и его тематика весьма ограничена компьютерными разработками. В этой связи, приходится довольствоваться в основном московскими конференциями.

Во-вторых, отсутствие какой-либо финансовой поддержки не только научно-исследовательской деятельности, что позволило бы существенно расширить тематику проводимых работ, но и просто одаренных детей, которые заслуживают подобной поддержки, хотя бы в плане оплаты проезда на конференции. К сожалению, на сегодняшний день вся научная работа, а также поездки на конференции, публикации, расходные материалы, реализуются и оплачиваются только за свой счет. Нет никакой информации о программах в Санкт-Петербурге по поддержке одаренных детей.

В этой связи предлагается создать централизованный сайт в интеренете, на котором бы все заинтересованные учебные организации и органы управления образованием в Санкт-Петербурге могли бы размещать и своевременно получать информацию о мероприятиях для учащихся, проводимых в городе, а также информацию о программах поддержки и спонсорах.


преподаватель НОУ «Петершуле»,

обладатель знака «За достижения в культуре»,

член союза концертных деятелей, художественный руководитель

ансамблей «Барокко-Консорт» и «Гарделлино»
^ Кискачи А.Ю. Опыт преподавания ансамбля блокфлейт в общеобразовательной школе
Не секрет что преподавание музыки в общеобразовательной школе - дело сложное и часто неблагодарное. Есть объективные причины этого явления. Основная из них – это разная степень развития музыкальных способностей у детей. Конечно, главным условием успешных занятий является наличие музыкального слуха у ребенка. Всех детей можно разделить на три группы по их данным:

1.Дети с ярко выраженными музыкальными способностями. Эти учащиеся легко запоминают мелодию и могут её чисто спеть.

2.Дети, проявляющие интерес к музыке, но неспособные чисто спеть мелодию.

3.Дети, не проявляющие интереса к музыке.

Совершенно очевидно, что вторая группа – это подавляющее большинство учащихся общеобразовательных школ. Если дети первой группы легко справляются с программой музыкальной школы, то перед второй группой встаёт дилемма – либо поступать в музыкальную школу и испытывать там большие трудности, либо свести свои интересы к минимуму, то есть примкнуть к третьей группе. Мне кажется, что именно за этих учащихся стоит бороться, и именно для них необходимы специальные методики обучения, с одной стороны, развивающие музыкальные способности, а с другой – не предъявляющие профессиональных требований.

Мой опыт преподавания блокфлейты в НОУ гимназии «Петершуле» длится около десяти лет. Честно скажу, что поначалу у меня не было особого оптимизма, т.к. я не представлял себе результатов своего труда. Уже тогда стало ясно, что опыт преподавания в музыкальной школе можно использовать лишь частично. Два – три года ушли на формирование постоянного класса. Не скрою, что определенное количество детей не смогли заниматься и бросили. Безусловно, в этом есть и моя вина, т.к. методика была поначалу несовершенна. Но время и опыт сделали своё доброе дело: сформировалась группа детей с интересом занимающихся на блокфлейте. Я не проводил и не провожу отбора в класс. Учиться может любой желающий. Блокфлейта в этом смысле уникальный инструмент, сочетающий простоту звукоизвлечения с возможностью достаточно быстро добиться музыкально осмысленного исполнения. Именно на этом инструменте ребенку легче всего воспроизвести мелодию, которую он не может спеть. Здесь задействованы и дыхание, и пальцы, и язык, что помогает не только интеллектуальному, но и физическому развитию. Обучение делится на два этапа:

1.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ. Он может продолжаться от полугода до двух лет в зависимости от развития ребенка. Пройти по другому или миновать этот этап мне не удавалось ни с кем. Поначалу я делал попытки объяснения технологии игры всей группе одновременно.

Пришлось временно вернуться к индивидуальной форме занятий. Именно тогда наступил кризисный момент. Идея явно разваливалась. Занятия превращались в примитив. Тогда я решил временно сочетать индивидуальные занятия с групповыми то есть один раз в неделю я работал с каждым ребенком по – отдельности, а другой раз собирал детей в ансамбль. Это и было началом ВТОРОГО ЭТАПА в обучении. Результат не заставил себя долго ждать. Учебный процесс активизировался. И я, и ученики почувствовали реальную отдачу от таких занятий.

В чем же преимущество ансамбля?

Во – первых – это радость общения при помощи нового языка – языка музыки.

Во – вторых – это более широкие возможности знакомства с музыкой всех эпох и стилей.

В – третьих – это не только учеба, но и увлекательная игра.

Мне удалось за последние годы достаточно четко сформулировать правила этой игры, и я могу ответственно сказать, что каждый ребенок, прошедший через мой класс понял и осознанно выполнял их.

А теперь я хотел бы привести примеры и назвать некоторые результаты. Каждый учебный год ансамбль учащихся выучивает 6-8 произведений различных жанров и стилей. Это вполне сопоставимо с программой музыкальной школы, уступая ей только в технической сложности исполняемых пьес. Здесь есть и популярная классика, и старинная полифония, и джаз, и многое другое. Ребята часто и с желанием выступают на концертах. Они воспринимают их не как испытание, а как увлекательную игру. Я заметил, что дети стали внимательнее и деликатнее относиться друг к другу. У них появилось общее дело, где каждый чувствует собственную значимость и ответственность. У всех моих ансамблистов хорошая успеваемость по другим предметам. В нашей школе углубленно изучаются иностранные языки. В этом смысле мои уроки очень помогают ребятам. Артикуляция на духовых инструментах и произношение – это похожие действия. Чтение нот требует максимальной концентрации внимания и координации действий. Эти качества оказываются чрезвычайно полезными в изучении языков, да и в других предметах.

Мне кажется, что есть ещё одна важная сторона моих занятий – социальная. Наше время всё больше заставляет людей общаться на расстоянии посредством телефона, Интернета и т.п. Мы можем решить многие проблемы, не выходя из дома. С одной стороны это удобно, а с другой – достаточно опасно. Дети не должны терять живого общения. Их совместные игры по мере взросления перерастают в совместную работу. Ансамблевое музицирование – это вполне серьёзное дело – это труд! Когда мои ученики видят после концерта в глазах родителей и учителей искреннее восхищение, они преображаются. Каждый чувствует свою значимость.

Я всегда стараюсь видеть в каждом ребёнке личность, научить его радостному общению и умению ценить результаты СОВМЕСТНОГО труда.


директор гимназии 470, учитель физики

poryadok-razrabotki-soglasovaniya-i-utverzhdeniya-zadaniya-na-proektirovanie-sistem-pozharotusheniya-i-signalizacii-stranica-4.html
poryadok-realizacii-gosudarstvennogo-kontrakta-soderzhani-e.html
poryadok-registracii-obektov-intellektualnoj-sobstvennosti-vklyuchaya-sroki-polucheniya-ohrannih-dokumentov-i-poshlini.html
poryadok-resheniya-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
poryadok-sdachi-v-arendu-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushestva-o-zashite-konkurencii-135-fz-s-uchetom-izmenenij-401-fz-ot-06-12-2011-g.html
poryadok-snyatiya-i-vidachi-kopij-dokumentov-instrukciya-po-vedeniyu-deloproizvodstva-v-universitete.html
  • reading.bystrickaya.ru/malenkie-bogi-melkie-bogi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-17-08-2006g-834-ob-itogah-vserossijskogo-zaklyuchitelnogo-festivalya-rossijskaya-studencheskaya-vesna-v-2006-godu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-proekt.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valovoj-nacionalnij-produkt-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-pri-postuplenii-8-kontaktnaya-informaciya-10-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-11-rezhim-raboti-11-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sahalin-enerdzhi-investment-kompani-ltd.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osoblivost-nformacjnogo-zabezpechennya-organv-vnutrshnh-sprav-ta-shlyahi-jogo-optimzac.html
  • bystrickaya.ru/voennaya-topografiya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-1425-ot-28-oktyabrya-2009g-oprovedenii-viii-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-informacionnie-i-upravlencheskie-tehnologii-v-zdravoohranenii-12-prikaz-stranica-22.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-kak-list-letyashij-nad-bezdnoyu-ya-padayu-v-neizvestnoe8-prosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-vegetativnoj-nervnoj-sistemi-na-techenie-zabolevanij-gortani-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/chernaya-metallurgiya-mira.html
  • lecture.bystrickaya.ru/75-otvetov-k-gosu-kafedri-teoriya-i-praktika-upravleniya-ugtu-upi-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nauchno-issledovatelskij-seminar-aktualnie-problemi-regulirovaniya-mezhdunarodnoj-torgovli-energiej-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-docent.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-30.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushestvennimi-nedostatkami-pri-vipolnenii-zadaniya-s-yavlyayutsya-sleduyushie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akt-o-pravah-cheloveka-1998-goda-rukovodstvo-dlya-departamentov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-mezhdunarodnie-valyutno-kreditnie-otnosheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-predgovor-km-blgarskoto-izdanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/privikayu-k-mirnoj-zhizni-kniga-polna-yumora-vnej-net-nepravdi-vnej-ne-priukrashivaetsya-sobstvennaya-zhizn-i-zhizn-voobshe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-tehnicheskiespecifikacii-elementovsistem-i.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-r14-metodi-radiofizicheskih-izmerenij-po-napravleniyu-011800-radiofizika-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompetenciya-organov-valyutnogo-kontrolya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vsem-znakomo-radostnoe-chuvstvo-ohvativayushee-cheloveka-pri-priblizhenii-prazdnika-stoit-tolko-zastuchat-tamtamu-zazvuchat-svyashennim-flejtam-ili-zagremet-na-u-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-promishlennoj-bezopasnosti-neftebaz-i-skladov-nefteproduktov-i-obshie-polozheniya-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-nauchnie-i-socialno-ekonomicheskie-problemi-ribolovstva-i-akvakulturi-obshenauchnij-cikl-bazovaya-chast.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-profilnogo-kursa-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-po-xx-vek.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-zapadnih-fondov-v-razvitii-rossijskoj-nauki-rossijskaya-nauka-v-novih-usloviyah-rol-zarubezhnih-fondov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-rekomenduemie-programmnie-sredstva-i-kompyuternie-sistemi-obucheniya-i-kontrolya-znanij-studentov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnoj-deyatelnosti-vracha-s-ispolzovaniem-inostrannogo-yazika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antisovetskie-zagovori-i-myatezhi-pravda-o-vragah-naroda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-riskami-v-kommercheskih-bankah-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-stimulirovanie-investicij-v-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-sushnost-i-znachenie-zakupochnoj-raboti-poryadok-zaklyucheniya-dogovora-postavki-ego-soderzhanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.