Порохов Д.А. Принципы организации научно-исследовательской деятельности гимназистов
.RU

Порохов Д.А. Принципы организации научно-исследовательской деятельности гимназистов


^ Порохов Д.А. Принципы организации научно-исследовательской деятельности гимназистов
Научно-исследовательская работа учащихся гимназии № 498 началась с создания в сентябре 1997 года Школьного Научного Общества (ШНО). Руководителями ШНО являются Порохов Денис Александрович (учитель физики) и Соловьева Виктория Юрьевна (учитель географии). За не полные шесть лет работы общества учащимися гимназии выполнено 15 научно-исследовательских работ под руководством преподавателей гимназии и сотрудников различных ВУЗов Санкт-Петербурга. Тематика работ, выполненных учащимися, охватывает широкий спектр вопросов, от “компьютерного моделирования голографических изображений точечно-независимых объектов”, до “адаптации египетской сказки для русского читателя младшего школьного возраста”. Практически все работы представлены на различных конференциях (например, “Старт в науку”, г. Москва), семинарах, в печати и удостоены дипломов и грамот. Организация работы учащихся гимназии в ШНО базируется на следующих принципах: добровольности, сотрудничества, соответствия и завершенности.

Принцип добровольности подразумевает исключительно добровольное участие гимназиста в научно-исследовательской деятельности, без какого бы то ни было принуждения, как со стороны учителей, так и родителей. Принцип добровольности следует из того факта, что научная деятельность есть творческий процесс и не может быть стимулирован принудительно. Как показал опыт нашей работы, результаты работы и достижения одних учащихся, а также их широкая реклама является действенным стимулом для других.

Принцип сотрудничества реализуется, прежде всего, в том аспекте, что и преподаватель – руководитель темы, и ученик являются сотрудниками, то есть совместно работают над темой, проходя все основные этапы научной деятельности, от выбора темы и постановки задачи, до представления результатов. Очень важно, чтобы этот “путь” ученик и руководитель прошли совместно и важно исключить ситуацию, когда руководитель заранее знает, что должно получиться на выходе работы.

В более широком понимании принцип сотрудничества адекватен понятию “ключевая компетенция” в сфере работы с информацией. В процессе именно совместной работы с руководителем ученик приобретает основные навыки поиска, анализа информации, выдвижения гипотезы и представления новой информации, а также дискуссии и отстаивания своей точки зрения.

На принципе соответствия основывается выбор темы, он имеет два аспекта. Во-первых, работа, выполняемая учащимся, должна содержать в себе основные признаки научной работы, такие, как актуальность, новизна, оригинальность, то есть быть авторской. Даже если работа заключается в расчете и сборке трансформатора, ученик должен представлять себе, какую именно научно-практическую часть составляет его деятельность. Конкретным примером может служить работа учащихся гимназии № 498, выполненная в период 1997-1998 года под руководством с.н.с. Москальца О.Д. (ГУАП) и Порохова Д.А. В конкретной части работа заключалась именно в расчете и сборке трансформатора, но в научно-практической плоскости относилась к разработке узла датчика противопожарной системы безопасности на кораблях ВМФ. Таким образом, учащиеся четко представляли себе актуальность и новизну своей работы. Данная работа была представлена на расширенном семинаре головного совета по приборостроению при министерстве общего и профессионального образования РФ и получила высокую оценку его участников. При защите работы ученики проявили высокую компетентность в обсуждаемом вопросе.

С другой стороны, тема работы должна соответствовать уровню и возможностям конкретного ученика, изъявившего желание работать. Адекватность выбранной темы позволяет ученику почувствовать и реализовать свои возможности, набирая в ходе работы опыт научно-исследовательской деятельности. Это также позволяет ученику “безболезненно” погрузиться в сферу знаний, соответствующих выбранной теме и более свободно ориентироваться в получаемой информации. Адекватность выбранной темы возможностям ученика создает для него потенциально ситуацию успеха. Это повышает гарантии того, что работа будет доведена до логического конца.

Очень важным в организации научно-исследовательской деятельности учащихся является принцип завершенности. Это означает, что работа ученика обязательно должна быть завершена публичной презентацией. Это может быть конференция, семинар, публикация в печати или любая другая форма. Основная цель реализации этого принципа – подвергнуть работу защите, дать возможность представить и отстаивать результаты своей работы. Как показывает опыт нашей работы, для учащегося это является своего рода “наградой” за тот труд, который вложен в работу. При этом реализуется своеобразная “обратная связь” с теми учащимся, которые еще не начали работать в ШНО или их работа еще не доведена до завершенной стадии.

Стоит отметить, что в плане реализации последнего принципа не все зависит от преподавателя или даже директора гимназии. Отметим две существенных проблемы с которыми пришлось столкнуться в ходе организации работы ШНО. Во-первых, практически полное отсутствие информации о каких-либо конференциях, семинарах и других мероприятиях для учащихся в Санкт-Петербурге. Так, например, поиск такой информации вывел нас на московские конференции “Старт в науку”, ”Шаг в будущее”, ”Юниор”, журнал ”Компьютерные инструменты в образовании”, различные программы в городах РФ (Самара, Нижний Новгород и др.), но практически ничего не дал по Санкт-Петербургу (кроме, Аничкова Дворца). За шесть лет, с 1997 по 2003 год удалось найти информацию и участвовать в конференции ”Информатика и устойчивость развития” (2000г.), организованной физическим факультетом СПбГУ и ГУАП, и ”Биологи к 300-летию Петербурга” (2003г.).

К сожалению, до сих пор не удалось найти какой-нибудь журнал, публикующий научно-исследовательские работы учащихся, кроме вышеуказанного, однако и его тематика весьма ограничена компьютерными разработками. В этой связи, приходится довольствоваться в основном московскими конференциями.

Во-вторых, отсутствие какой-либо финансовой поддержки не только научно-исследовательской деятельности, что позволило бы существенно расширить тематику проводимых работ, но и просто одаренных детей, которые заслуживают подобной поддержки, хотя бы в плане оплаты проезда на конференции. К сожалению, на сегодняшний день вся научная работа, а также поездки на конференции, публикации, расходные материалы, реализуются и оплачиваются только за свой счет. Нет никакой информации о программах в Санкт-Петербурге по поддержке одаренных детей.

В этой связи предлагается создать централизованный сайт в интеренете, на котором бы все заинтересованные учебные организации и органы управления образованием в Санкт-Петербурге могли бы размещать и своевременно получать информацию о мероприятиях для учащихся, проводимых в городе, а также информацию о программах поддержки и спонсорах.


преподаватель НОУ «Петершуле»,

обладатель знака «За достижения в культуре»,

член союза концертных деятелей, художественный руководитель

ансамблей «Барокко-Консорт» и «Гарделлино»
^ Кискачи А.Ю. Опыт преподавания ансамбля блокфлейт в общеобразовательной школе
Не секрет что преподавание музыки в общеобразовательной школе - дело сложное и часто неблагодарное. Есть объективные причины этого явления. Основная из них – это разная степень развития музыкальных способностей у детей. Конечно, главным условием успешных занятий является наличие музыкального слуха у ребенка. Всех детей можно разделить на три группы по их данным:

1.Дети с ярко выраженными музыкальными способностями. Эти учащиеся легко запоминают мелодию и могут её чисто спеть.

2.Дети, проявляющие интерес к музыке, но неспособные чисто спеть мелодию.

3.Дети, не проявляющие интереса к музыке.

Совершенно очевидно, что вторая группа – это подавляющее большинство учащихся общеобразовательных школ. Если дети первой группы легко справляются с программой музыкальной школы, то перед второй группой встаёт дилемма – либо поступать в музыкальную школу и испытывать там большие трудности, либо свести свои интересы к минимуму, то есть примкнуть к третьей группе. Мне кажется, что именно за этих учащихся стоит бороться, и именно для них необходимы специальные методики обучения, с одной стороны, развивающие музыкальные способности, а с другой – не предъявляющие профессиональных требований.

Мой опыт преподавания блокфлейты в НОУ гимназии «Петершуле» длится около десяти лет. Честно скажу, что поначалу у меня не было особого оптимизма, т.к. я не представлял себе результатов своего труда. Уже тогда стало ясно, что опыт преподавания в музыкальной школе можно использовать лишь частично. Два – три года ушли на формирование постоянного класса. Не скрою, что определенное количество детей не смогли заниматься и бросили. Безусловно, в этом есть и моя вина, т.к. методика была поначалу несовершенна. Но время и опыт сделали своё доброе дело: сформировалась группа детей с интересом занимающихся на блокфлейте. Я не проводил и не провожу отбора в класс. Учиться может любой желающий. Блокфлейта в этом смысле уникальный инструмент, сочетающий простоту звукоизвлечения с возможностью достаточно быстро добиться музыкально осмысленного исполнения. Именно на этом инструменте ребенку легче всего воспроизвести мелодию, которую он не может спеть. Здесь задействованы и дыхание, и пальцы, и язык, что помогает не только интеллектуальному, но и физическому развитию. Обучение делится на два этапа:

1.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ. Он может продолжаться от полугода до двух лет в зависимости от развития ребенка. Пройти по другому или миновать этот этап мне не удавалось ни с кем. Поначалу я делал попытки объяснения технологии игры всей группе одновременно.

Пришлось временно вернуться к индивидуальной форме занятий. Именно тогда наступил кризисный момент. Идея явно разваливалась. Занятия превращались в примитив. Тогда я решил временно сочетать индивидуальные занятия с групповыми то есть один раз в неделю я работал с каждым ребенком по – отдельности, а другой раз собирал детей в ансамбль. Это и было началом ВТОРОГО ЭТАПА в обучении. Результат не заставил себя долго ждать. Учебный процесс активизировался. И я, и ученики почувствовали реальную отдачу от таких занятий.

В чем же преимущество ансамбля?

Во – первых – это радость общения при помощи нового языка – языка музыки.

Во – вторых – это более широкие возможности знакомства с музыкой всех эпох и стилей.

В – третьих – это не только учеба, но и увлекательная игра.

Мне удалось за последние годы достаточно четко сформулировать правила этой игры, и я могу ответственно сказать, что каждый ребенок, прошедший через мой класс понял и осознанно выполнял их.

А теперь я хотел бы привести примеры и назвать некоторые результаты. Каждый учебный год ансамбль учащихся выучивает 6-8 произведений различных жанров и стилей. Это вполне сопоставимо с программой музыкальной школы, уступая ей только в технической сложности исполняемых пьес. Здесь есть и популярная классика, и старинная полифония, и джаз, и многое другое. Ребята часто и с желанием выступают на концертах. Они воспринимают их не как испытание, а как увлекательную игру. Я заметил, что дети стали внимательнее и деликатнее относиться друг к другу. У них появилось общее дело, где каждый чувствует собственную значимость и ответственность. У всех моих ансамблистов хорошая успеваемость по другим предметам. В нашей школе углубленно изучаются иностранные языки. В этом смысле мои уроки очень помогают ребятам. Артикуляция на духовых инструментах и произношение – это похожие действия. Чтение нот требует максимальной концентрации внимания и координации действий. Эти качества оказываются чрезвычайно полезными в изучении языков, да и в других предметах.

Мне кажется, что есть ещё одна важная сторона моих занятий – социальная. Наше время всё больше заставляет людей общаться на расстоянии посредством телефона, Интернета и т.п. Мы можем решить многие проблемы, не выходя из дома. С одной стороны это удобно, а с другой – достаточно опасно. Дети не должны терять живого общения. Их совместные игры по мере взросления перерастают в совместную работу. Ансамблевое музицирование – это вполне серьёзное дело – это труд! Когда мои ученики видят после концерта в глазах родителей и учителей искреннее восхищение, они преображаются. Каждый чувствует свою значимость.

Я всегда стараюсь видеть в каждом ребёнке личность, научить его радостному общению и умению ценить результаты СОВМЕСТНОГО труда.


директор гимназии 470, учитель физики

poryadok-razrabotki-soglasovaniya-i-utverzhdeniya-zadaniya-na-proektirovanie-sistem-pozharotusheniya-i-signalizacii-stranica-4.html
poryadok-realizacii-gosudarstvennogo-kontrakta-soderzhani-e.html
poryadok-registracii-obektov-intellektualnoj-sobstvennosti-vklyuchaya-sroki-polucheniya-ohrannih-dokumentov-i-poshlini.html
poryadok-resheniya-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
poryadok-sdachi-v-arendu-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushestva-o-zashite-konkurencii-135-fz-s-uchetom-izmenenij-401-fz-ot-06-12-2011-g.html
poryadok-snyatiya-i-vidachi-kopij-dokumentov-instrukciya-po-vedeniyu-deloproizvodstva-v-universitete.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-cezarya-s-klyuchevim-slovom-zadachi-disciplini.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psi-sushestvuet-1-motivi-12-chast-chto-takoe-psi-13.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pozdnyaya-antichnost.html
  • institut.bystrickaya.ru/svojstva-informacionnih-sistem-uchebnoe-posobie-osnovi-informatizacii-informacionnie-resursi-i-rinki-g-moskva.html
  • spur.bystrickaya.ru/kraevaya-celevaya-programma-kompleksnie-meri-podderzhki-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-i-podgotovki-grazhdan-k-voennoj-sluzhbe-na-2011-2015-godi-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-9-emocionalnie-narusheniya-i-i-mamajchuk-psihokorrekcionnie-tehnologii-dlya-detej-s-problemami-v-razvitii.html
  • school.bystrickaya.ru/krugi-ejlera-ih-ponyatie-i-vidi.html
  • books.bystrickaya.ru/burovie-lebedki-gosudarstvennij-komitet-sssr-po-delam-stroitelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mir-v-kotorom-mi-zhivem.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-7-klass-10-klass-11-klass-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/mistika-i-mrakobesie-renessans-naoboro-t-otbrasivaet-vsyu-etu-noch-srednevekovya-obrashaetsya-k-svetloj-antichnosti-k-ee-svobodnoj-filosofii-stranica-34.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-osnovnih-ponyatij-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizacionnoe-proektirovanie-ds-01-02.html
  • college.bystrickaya.ru/--kniga-kotoraya-sejchas-pered-vami.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-o-gosudarstvennom-byudzhete-na-2007-god-stranica-14.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-dlya-studentov-i-prepodavatelej-vuzov-a-takzhe-dlya-vseh-interesuyushihsya-istoriej-i-metodologiej-nauki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidayushegosya-kazahskogo-sovetskogo-pisatelya-krupnejshego-uchenogo-akademika-akademii-nauk-kazssr-doktora-filologicheskih-nauk-professora-i-vidnogo-obshestve-stranica-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bezrabotici-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-mi-zashishali-privatizaciyu-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/interfaks-httpwwwinterfaxru-07092005-00000-radio-16-mayak-novosti-07-09-2005-21-00-00-16.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mm-zagorulko-ns-tarhova-sg-sidorov-em-cunaeva-k-istorii-glavnogo-upravleniya-po-delam-voennoplennih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/va-vinichenko-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-mezhdisciplinarnoj-internet-konferencii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ne-slishkom-li-mnogo-vi-rabotaete-test-dlya-rpsk-tejkerov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-oformleniyu-obshestvennogo-zakaza-na-obrazovanie-rekomendacii-po-oformleniyu-obshestvennogo-zakaza.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-standart-nekommercheskogo-partnerstva-samoreguliruemaya-organizaciya-obedinenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-literature-na-temu-rasskaz-leonida-andreeva-zhizn-cheloveka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbalansirovannost-byudzheta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-deyatelnosti-evristika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-perst-ukazuyushij-jen-pirs.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-n-belov-2010-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-produkcii-okp-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-aptechnaya-set-366-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-i-etika-delovogo-obsheniya-2.html
  • education.bystrickaya.ru/12-pravovoj-nigilizm-v-ponimanii-teoretikov-prava-pravo-i-pravovoj-nigilizm.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizacionnie-i-pravovie-osnovi-deyatelnosti-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-krasnij-oktyabr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.