.RU

Портфолио дошкольника «Речевик». Мдоу «Детский сад №55» г. Перми


Портфолио дошкольника «Речевик».


МДОУ «Детский сад № 55» г.Перми


В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. В 5-6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми. Наши наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не справляется с таким заданием, как озаглавить рассказ в картинках. Кроме этого можно выделить следующие типичные проблемы развития речи старшего дошкольника:

Таким образом, высвечивается большое количество речевых проблем, которые можно объединить одной причиной – нет максимально возможных условий для индивидуального речевого развития старшего дошкольника. Мы считаем, что эту ситуацию можно изменить при объединении усилий родителей и педагогов, при введении в образовательный процесс технологии «Портфолио», изменив содержание речевого развития (использование творческих заданий).


Проблема: не созданы максимально возможные условия для индивидуального речевого развития старших дошкольников и повышения их речевого уровня. Объективные причины:


Пути устранения:




Цель проекта: введение технологии «Портфолио» для повышения индивидуального речевого развития ребенка.

Задачи:

Ожидаемые результаты:


Личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г.Новиковой, - «показать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Преимуществом этой технологии также является то, что она направлена на сотрудничество: педагога и дошкольника, педагогов и родителей. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Эта работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти процессы можно проследить, создавая условия для личностно – делового общения с ним, отдавая предпочтение выполнению творческих речевых заданий.

Портфолио «Речевик» - это своебразный маршрут развития дошкольника. Введение портфолио «Речевик» поможет увидеть картину речевых результатов в целом, обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио «Речевик» - по принадлежности как показатель достижений – портфолио дошкольника, по направленности – портфолио – собственность (сбор материала для себя), по целеполаганию – тематический (развитие речи), по времени создания – долгосрочный, по оформлению – печатный вариант, по содержанию – портфолио работ и отзывов.

Положительный эффект от введения портфолио «Речевик»:

^ Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.

^ Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адамченко), обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в речевом развитии.

^ Для ДОУ – это способ совершенствования образовательного процесса.

Для родителя – это способ совершенствования детско – родительских взаимоотношений, формирования партнерских взаимоотношений, способ повышения педагогической компетентности.


^ Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.


Приступая к реализации технологии портфолио «Речевик», определяем цель его создания, знакомимся с нормативными документами по внедрению технологии «Портфолио», изучаем методическую литературу, определяем функциональные обязанности участников этой проектной деятельности. Это можно осуществить в результате творческой беседы между сотрудниками. Каждому участнику должно быть понятно, зачем нужен портфолио, какого его роль в этой деятельности, когда и какие конкретно мероприятия он проводит. Для этого руководитель проекта знакомит всех участников проектной деятельности с составленным план – графиком мероприятий, знакомит с этапами работы. Получив согласие от коллег, каждый приступает к своим обязанностям.

Воспитатели через анкетирование родителей, бесед с детьми выявляют детей и родителей, согласных на проектную деятельность. Эта информация подается руководителю проекта – учителю – логопеду. Затем учитель – логопед проводит семинар – практикум для родителей и детей по оформлению портфолио «Речевик» , выдает каждому родителю по «Памятке при заполнении портфолио», перечисляет наиболее часто встречающиеся ошибки. После этого психолог и логопед проводят индивидуально с каждым ребенком диагностику уровня речевого развития, для этого используется ассоциативный метод, причины выбора этих слов, составление рассказа на заданную тему. Результаты диагностики в портфолио дошкольника не включаются, но предоставляются к вниманию родителей, коллег. На этом заканчивается исследовательский этап и начинается основной ( этап решения главных задач ), самый продолжительный по времени и насыщенный по содержанию.

На этом этапе логопед проводит консультацию с родителями по теме: «Страничка обо мне», «Я умею…», «Смешные истории» (письменно), материал печатает Тараканова И.А. – делопроизводитель. Родители сами информируют своих детей о предстоящих творческих заданиях. После выполнения заданий ребенок с помощью родителей оценивает качество выполненных работ с помощью символики, придуманной родителями и детьми на семинаре – практикуме по оформлению портфолио.

На выполнение этого объема работы предлагается примерно один месяц. Затем начинается оформление следующих страниц, озаглавленных «Я учусь говорить, читать, писать и размышлять»

Для этого логопед снова встречается с родителями и детьми и проводит для них мастер – класс по игре «Поле речевых чудес» ( по З.А.Репиной ) на примере семантического слова «Заяц» и предлагает заполнить поля семантических слов «мама», «папа», «я», «дом» и т.д.

Родители записывают со слов своего ребенка дословно слова – предметы, слова –действия, слова – признаки перечисленных семантических слов. Поля (круги) для слов чертят родители сами. Работы также с помощью символики оцениваются ребенком.

Затем родителей и детей мотивируем через представление образцов созданием «Энциклопедии одного слова», для этого также потребуется письменная консультация. Предоставленный логопедом материал печатает Тараканова И.А. – делопроизводитель. «Энциклопедия одного слова» - творческое задание – исследование для всей семьи. Это самое объемное задание, требующее подбора материала из словарей, поиск выбранного слова в рифмах, во фразеологических оборотах, в русском фольклоре (пословицах, загадках, скороговорках, легендах, сказках, песнях), в названиях газет, журналов, в рекламе, картин художников, в названиях художественных фильмов и т.д. Продуктом этого творческого задания – исследования станет семейная рукописная (или напечатанная и оформленная с помощью компьютера) книга, презентация которой намечается через 5 месяцев. За этот промежуток времени родители вместе с детьми подыскивают материал по выбранному слову, занимаются составлением собственных рассказов, историй, оформляют книгу.

Далее идет представление альбома «Многозначные слова», консультация с родителями, вручение родителям списка с многозначными словами. Эту работу проводят логопед и воспитатели. В течение двух месяцев (июль, август) встречи с родителями и детьми прекращаются, за этот период родители с детьми выполняют ранее заданные творческие задания.

В начале сентября 2009года состоится еще одна консультативная встреча логопеда с родителями и детьми с целью мотивации родителей и детей по выполнению следующих творческих заданий: «Размытое письмо» , «Разноцветная сказка», «Необычный рассказ». Цель: воспитывать у ребенка желание активно участвовать в совместной с родителями речевой деятельности, упражнять в составлении распространенных предложений («Размытое письмо»), упражнять в составлении сказки, рассказа. Родителей обеспечиваем информацией (письменно) показателями оценки рассказов. Информацию печатает делопроизводитель. Для оценки рассказов используются следующие показатели: содержательность, композиция высказывания, грамматическая последовательность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств (образных слов), умение дать заглавие своему рассказу в соответствии с пониманием смысла слова (результаты выставляются в баллах). Затем мы планируем провести презентацию «Энциклопедии одного слова» только среди детей с целью обучения их оценивать результаты своей деятельности, аргументации своей положительной оценки продукта совместной с родителями творческого задания – исследования ( я думаю…, я считаю, потому что…). «Энциклопедия одного слова» также включается в портфолио «Речевик» и оценивается ребенком. Дальнейшая наша работа заключается в проведении повторной диагностики уровня индивидуального речевого развития логопедом и психологом. Для этого используются те же методы, что и при проведении первичной диагностики. Результаты диагностики анализируются педагогами, в индивидуальном порядке информируются родители об этом. Презентацию потфолио «Речевик» планируем провести 24 ноября 2009г с приглашением детей, родителей, руководства ДОУ, всех исполнителей проекта с целью осуществления рефлексии собственной деятельности, осознания своих достоинств и проблем. Формы презентации могут быть различны: защита материалов, представление, выставка портфолио и т.д. Организует это мероприятие руководитель проекта с привлечением для выступлений родителей, детей, педагогов. Для оценивания портфолио «Речевик» можно использовать следующие критерии по 5- бальной системе:

При реализации проекта будут задействованы следующие собственные ресурсы: оборудование – компьютер, копировальный аппарат;

Для реализации проекта потребуются:



План­­­ - график работ.


Этап


Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные


Постановочный


Анкетирование родителей, беседы с детьми

20.04 – 24.04

Согласие на участие

Воспитатели, логопед

Исследовательский

Диагностика уровня речевого развития детей

28.04 -8.05

Показатель уровня речи

Логопед, психолог

Основной

Приобретение канцтоваров и вручение их родителям и детям










Семинар – практикум по оформлению портфолио дошкольника «Речевик».

28.04.09

Знания по оформл.

Логопед

Мастер – класс по организации игры «Поле речевых чудес» для родителей и детей. Заполнение полей семантических слов.

14.05.09 14.05 -22.05

Обогащение словаря детей

Логопед

Представление образцов оформления «Энциклопедии одного слова», консультация по подбору материала по содержанию, по алгоритму выполнения задания.

26.05.09

Интерес к выбранному слову, подбор материала

Логопед

Представление альбома «Многозначные слова» для родителей, консультация по работе с многозначными словами, предоставление родителям списка распространенных многозначных слов. Заполнение альбома рисунками, картинками, записями.

9.05.09

9.05-19.05.09

Альбом для портфолио

Логопед

Консультация родителей и детей по выполнению следующих творческих заданий: «Размытое письмо», «Разноцветные сказки», «Необычный рассказ» - все слова начинаются с одной буквы. Заполнение следующих страниц портфолио продуктом творческой деятельности.

8.09.09 – 2.10.09

Рассказ, сказка, письмо, запись родителей

(Логопед, воспитатели, делопроизводитель)

Презентация детьми своих «Энциклопедий одного слова»

11.10.09

Оценка, рефлексия

Логопед, психолог, воспитатели

Итоговый

Диагностика уровня речевого развития, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями.

9.11 -13.11

Показатель уровня речи

Логопед, психолог

Презентация портфолио дошкольника «Речевик» с детьми и родителями.

24.11.09

Оценка, рефлексия

Логопед, психолог, воспитатели


По договоренности с родителями и детьми можно ввести еще в портфолио «Речевик» такие странички, как «Я мечтаю…» (быть каким человеком? – научиться чему?- съездить куда?), «Ура! Я научился…» (указать конкретно дату и описать событие индивидуального достижения ребенка).


^ Этапы работы

Этап

Цель

Содержание

Постановочный

Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы с портфолио.

Распределение обязанностей. Определение вида, структуры портфолио «Речевик». Определение сроков создания, периодичности работы с портфолио. Определение критериев, способов оценивания портфолио. Определение места хранения.

Исследовательский

Выявление уровня индивидуального речевого развития

Проведение диагностики.

Основной

Повышение уровня речевого развития, установление партнерских отношений детей и родителей, родителей и педагогов.

Совместное выполнение творческих речевых заданий и занесение продуктов речевой деятельности в портфолио.

Оценочный

Осуществление рефлексии собственной деятельности.

Осознание своих достоинств и проблем. Анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов.


Опытом нашей проектной деятельности могут воспользоваться воспитатели, логопеды ДОУ, родители старшего дошкольного возраста, заинтересованные речевой подготовкой своего ребенка к школе. Нам кажется, что наш опыт можно использовать и среди учителей начальной школы, усложнив немножко тематику творческих заданий, критерии оценки.

Возможные механизмы трансляции опыта:

poslanie-preemniku-izvestiya-grigoreva-ekaterina-26042005-71-str-1-pervij-kanal-novosti-25-04-2005-9-00-00-19.html
poslanie-prezidenta-delo-v-date-monitoring-smi-11-12.html
poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazahstana-poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazahstana.html
poslanie-skvoz-veka-kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-specyaist-razlichnih-nepraerenij-nauki-i-tehniki.html
posle-1980-domashnyaya-komfortnaya-zona-i-igrovaya-ploshadka-pop-kulturi.html
posle-bessonnoj-nochi-provedennoj-u-kojki-tyazhelogo-bolnogo-operirovannogo-mnoyu-ya-vozvrashalsya-domoj-dishalos-legko-svobodno-i-hot-solnce-eshe-ne-vzoshlo-pr-stranica-15.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fond-imushestva-tyumenskoj-oblasti.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-strahovaniya-strahovanie-v-mezhdunarodnom-turizme.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-voprosi-istoricheskogo-razvitiya-russkoj-vokalnoj-shkoli-v-gorode-tomske.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-teme-virusi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-struktura-problemnogo-obucheniya-posobie-mozhet-bit-polezno-takzhe-prepodavatelyam-pedagogicheskih-vuzov-i-kolledzhej.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-ob-ispolnenii-byudzheta-municipalnogo-obrazovaniya-bajkalovskogo-selskogo-poseleniya-za-2011-god.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opredelenie-sprosa-na-gruzovie-perevozki-i-osobennosti-ih-planirovaniya-po-vidam-transporta.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-vtoroj-pol.html
  • writing.bystrickaya.ru/igrovie-tehnologii-v-nachalnoj-shkole.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-stranica-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nformacjn-sistemi-tehnolog-pdprimstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tabakokurenie-v-rossii-masshtabi-usherba-prichini-i-meri-protivodejstviya.html
  • writing.bystrickaya.ru/dosldzhennya-metodv-ta-nstrumentalnih-zasobv-proektuvannya-cifrovih-pristrov-na-osnov-programovanih-logchnih-ntegralnih-shem-pls.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-avtorskoj-obrazovatelnoj-programmi-pod-obshej-redakciej-a-t-smirnova-programma-po-kursu-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-provedeniyu-vtorogo-municipalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-v-respublike-bashkortostan-v-20092010-uch-godu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-breakingnewsonline-india-january-25-2009-kazakhstan-president-nursultan-nazarbayev-meets-president-pratibha-patil.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/schet-kbk-030300000-rascheti-po-platezham-v-byudzheti-koncepciya-gosudarstvennogo-buhgalterskogo-ucheta.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-2-kvartal-2009g-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-stroitelnie.html
  • education.bystrickaya.ru/2dostizheniya-sovremennoj-opticheskoj-astronomii-literatura-vvedenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kratkaya-harakteristika-deyatelnosti-kompanii-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-komstar-obedinennie.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplina-semiotika-referat-semiotika-snovidenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analitiko-sinteticheskaya-obrabotka-dokumentov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9vozvrashenie-v-spyashee-vremya5757-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alen-shkolnaya-gazeta-gla-tur-dyu-pen-zhak-gonne-shkolnie-i-licejskie-gazeti.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-zatrat-na-proizvodstvo-smetnoe-planirovanie-byudzhetirovanie-i-analiz-ispolneniya-smet-67-mesto.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tolstoj-tri-starca.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hrestomatiya-po-razdelu-peregovori-kak-sposob-regulirovaniya-i-razresheniya-politicheskih-konfliktov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-otechestvennaya-istoriya-specialnosti-031100-62-lingvistika-031202-65-perevod-i-perevodovedenie-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompleksnoe-rassmotrenie-sostoyaniya-i-razvitiya-svyazej-s-obshestvennostyu-v-politicheskoj-sfere.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturno-semanticheskaya-organizaciya-sonetov-v-shekspira.html
  • literature.bystrickaya.ru/cherchenie-utverzhden.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchenie-sociologii-kak-faktor-formirovaniya-kompetentnosti-vipusknika-vuza.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-tehnologij-i-posobij-po-obrazovatelnoj-oblasti-socializaciya-1-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novogodnyaya-skazka-dunaya-r-dunaj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/segmentnij-analiz-otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-na-31-dekabrya-2009-goda-3-otchet-o-pribili-i-ubitkah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.