.RU

Портфолио дошкольника «Речевик». Мдоу «Детский сад №55» г. Перми


Портфолио дошкольника «Речевик».


МДОУ «Детский сад № 55» г.Перми


В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. В 5-6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми. Наши наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не справляется с таким заданием, как озаглавить рассказ в картинках. Кроме этого можно выделить следующие типичные проблемы развития речи старшего дошкольника:

Таким образом, высвечивается большое количество речевых проблем, которые можно объединить одной причиной – нет максимально возможных условий для индивидуального речевого развития старшего дошкольника. Мы считаем, что эту ситуацию можно изменить при объединении усилий родителей и педагогов, при введении в образовательный процесс технологии «Портфолио», изменив содержание речевого развития (использование творческих заданий).


Проблема: не созданы максимально возможные условия для индивидуального речевого развития старших дошкольников и повышения их речевого уровня. Объективные причины:


Пути устранения:




Цель проекта: введение технологии «Портфолио» для повышения индивидуального речевого развития ребенка.

Задачи:

Ожидаемые результаты:


Личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г.Новиковой, - «показать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Преимуществом этой технологии также является то, что она направлена на сотрудничество: педагога и дошкольника, педагогов и родителей. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Эта работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти процессы можно проследить, создавая условия для личностно – делового общения с ним, отдавая предпочтение выполнению творческих речевых заданий.

Портфолио «Речевик» - это своебразный маршрут развития дошкольника. Введение портфолио «Речевик» поможет увидеть картину речевых результатов в целом, обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио «Речевик» - по принадлежности как показатель достижений – портфолио дошкольника, по направленности – портфолио – собственность (сбор материала для себя), по целеполаганию – тематический (развитие речи), по времени создания – долгосрочный, по оформлению – печатный вариант, по содержанию – портфолио работ и отзывов.

Положительный эффект от введения портфолио «Речевик»:

^ Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.

^ Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адамченко), обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в речевом развитии.

^ Для ДОУ – это способ совершенствования образовательного процесса.

Для родителя – это способ совершенствования детско – родительских взаимоотношений, формирования партнерских взаимоотношений, способ повышения педагогической компетентности.


^ Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.


Приступая к реализации технологии портфолио «Речевик», определяем цель его создания, знакомимся с нормативными документами по внедрению технологии «Портфолио», изучаем методическую литературу, определяем функциональные обязанности участников этой проектной деятельности. Это можно осуществить в результате творческой беседы между сотрудниками. Каждому участнику должно быть понятно, зачем нужен портфолио, какого его роль в этой деятельности, когда и какие конкретно мероприятия он проводит. Для этого руководитель проекта знакомит всех участников проектной деятельности с составленным план – графиком мероприятий, знакомит с этапами работы. Получив согласие от коллег, каждый приступает к своим обязанностям.

Воспитатели через анкетирование родителей, бесед с детьми выявляют детей и родителей, согласных на проектную деятельность. Эта информация подается руководителю проекта – учителю – логопеду. Затем учитель – логопед проводит семинар – практикум для родителей и детей по оформлению портфолио «Речевик» , выдает каждому родителю по «Памятке при заполнении портфолио», перечисляет наиболее часто встречающиеся ошибки. После этого психолог и логопед проводят индивидуально с каждым ребенком диагностику уровня речевого развития, для этого используется ассоциативный метод, причины выбора этих слов, составление рассказа на заданную тему. Результаты диагностики в портфолио дошкольника не включаются, но предоставляются к вниманию родителей, коллег. На этом заканчивается исследовательский этап и начинается основной ( этап решения главных задач ), самый продолжительный по времени и насыщенный по содержанию.

На этом этапе логопед проводит консультацию с родителями по теме: «Страничка обо мне», «Я умею…», «Смешные истории» (письменно), материал печатает Тараканова И.А. – делопроизводитель. Родители сами информируют своих детей о предстоящих творческих заданиях. После выполнения заданий ребенок с помощью родителей оценивает качество выполненных работ с помощью символики, придуманной родителями и детьми на семинаре – практикуме по оформлению портфолио.

На выполнение этого объема работы предлагается примерно один месяц. Затем начинается оформление следующих страниц, озаглавленных «Я учусь говорить, читать, писать и размышлять»

Для этого логопед снова встречается с родителями и детьми и проводит для них мастер – класс по игре «Поле речевых чудес» ( по З.А.Репиной ) на примере семантического слова «Заяц» и предлагает заполнить поля семантических слов «мама», «папа», «я», «дом» и т.д.

Родители записывают со слов своего ребенка дословно слова – предметы, слова –действия, слова – признаки перечисленных семантических слов. Поля (круги) для слов чертят родители сами. Работы также с помощью символики оцениваются ребенком.

Затем родителей и детей мотивируем через представление образцов созданием «Энциклопедии одного слова», для этого также потребуется письменная консультация. Предоставленный логопедом материал печатает Тараканова И.А. – делопроизводитель. «Энциклопедия одного слова» - творческое задание – исследование для всей семьи. Это самое объемное задание, требующее подбора материала из словарей, поиск выбранного слова в рифмах, во фразеологических оборотах, в русском фольклоре (пословицах, загадках, скороговорках, легендах, сказках, песнях), в названиях газет, журналов, в рекламе, картин художников, в названиях художественных фильмов и т.д. Продуктом этого творческого задания – исследования станет семейная рукописная (или напечатанная и оформленная с помощью компьютера) книга, презентация которой намечается через 5 месяцев. За этот промежуток времени родители вместе с детьми подыскивают материал по выбранному слову, занимаются составлением собственных рассказов, историй, оформляют книгу.

Далее идет представление альбома «Многозначные слова», консультация с родителями, вручение родителям списка с многозначными словами. Эту работу проводят логопед и воспитатели. В течение двух месяцев (июль, август) встречи с родителями и детьми прекращаются, за этот период родители с детьми выполняют ранее заданные творческие задания.

В начале сентября 2009года состоится еще одна консультативная встреча логопеда с родителями и детьми с целью мотивации родителей и детей по выполнению следующих творческих заданий: «Размытое письмо» , «Разноцветная сказка», «Необычный рассказ». Цель: воспитывать у ребенка желание активно участвовать в совместной с родителями речевой деятельности, упражнять в составлении распространенных предложений («Размытое письмо»), упражнять в составлении сказки, рассказа. Родителей обеспечиваем информацией (письменно) показателями оценки рассказов. Информацию печатает делопроизводитель. Для оценки рассказов используются следующие показатели: содержательность, композиция высказывания, грамматическая последовательность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств (образных слов), умение дать заглавие своему рассказу в соответствии с пониманием смысла слова (результаты выставляются в баллах). Затем мы планируем провести презентацию «Энциклопедии одного слова» только среди детей с целью обучения их оценивать результаты своей деятельности, аргументации своей положительной оценки продукта совместной с родителями творческого задания – исследования ( я думаю…, я считаю, потому что…). «Энциклопедия одного слова» также включается в портфолио «Речевик» и оценивается ребенком. Дальнейшая наша работа заключается в проведении повторной диагностики уровня индивидуального речевого развития логопедом и психологом. Для этого используются те же методы, что и при проведении первичной диагностики. Результаты диагностики анализируются педагогами, в индивидуальном порядке информируются родители об этом. Презентацию потфолио «Речевик» планируем провести 24 ноября 2009г с приглашением детей, родителей, руководства ДОУ, всех исполнителей проекта с целью осуществления рефлексии собственной деятельности, осознания своих достоинств и проблем. Формы презентации могут быть различны: защита материалов, представление, выставка портфолио и т.д. Организует это мероприятие руководитель проекта с привлечением для выступлений родителей, детей, педагогов. Для оценивания портфолио «Речевик» можно использовать следующие критерии по 5- бальной системе:

При реализации проекта будут задействованы следующие собственные ресурсы: оборудование – компьютер, копировальный аппарат;

Для реализации проекта потребуются:



План­­­ - график работ.


Этап


Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные


Постановочный


Анкетирование родителей, беседы с детьми

20.04 – 24.04

Согласие на участие

Воспитатели, логопед

Исследовательский

Диагностика уровня речевого развития детей

28.04 -8.05

Показатель уровня речи

Логопед, психолог

Основной

Приобретение канцтоваров и вручение их родителям и детям










Семинар – практикум по оформлению портфолио дошкольника «Речевик».

28.04.09

Знания по оформл.

Логопед

Мастер – класс по организации игры «Поле речевых чудес» для родителей и детей. Заполнение полей семантических слов.

14.05.09 14.05 -22.05

Обогащение словаря детей

Логопед

Представление образцов оформления «Энциклопедии одного слова», консультация по подбору материала по содержанию, по алгоритму выполнения задания.

26.05.09

Интерес к выбранному слову, подбор материала

Логопед

Представление альбома «Многозначные слова» для родителей, консультация по работе с многозначными словами, предоставление родителям списка распространенных многозначных слов. Заполнение альбома рисунками, картинками, записями.

9.05.09

9.05-19.05.09

Альбом для портфолио

Логопед

Консультация родителей и детей по выполнению следующих творческих заданий: «Размытое письмо», «Разноцветные сказки», «Необычный рассказ» - все слова начинаются с одной буквы. Заполнение следующих страниц портфолио продуктом творческой деятельности.

8.09.09 – 2.10.09

Рассказ, сказка, письмо, запись родителей

(Логопед, воспитатели, делопроизводитель)

Презентация детьми своих «Энциклопедий одного слова»

11.10.09

Оценка, рефлексия

Логопед, психолог, воспитатели

Итоговый

Диагностика уровня речевого развития, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями.

9.11 -13.11

Показатель уровня речи

Логопед, психолог

Презентация портфолио дошкольника «Речевик» с детьми и родителями.

24.11.09

Оценка, рефлексия

Логопед, психолог, воспитатели


По договоренности с родителями и детьми можно ввести еще в портфолио «Речевик» такие странички, как «Я мечтаю…» (быть каким человеком? – научиться чему?- съездить куда?), «Ура! Я научился…» (указать конкретно дату и описать событие индивидуального достижения ребенка).


^ Этапы работы

Этап

Цель

Содержание

Постановочный

Знакомство с темой, назначением и длительностью работ. Сознательное принятие ответственности за свой выбор. Планирование работы с портфолио.

Распределение обязанностей. Определение вида, структуры портфолио «Речевик». Определение сроков создания, периодичности работы с портфолио. Определение критериев, способов оценивания портфолио. Определение места хранения.

Исследовательский

Выявление уровня индивидуального речевого развития

Проведение диагностики.

Основной

Повышение уровня речевого развития, установление партнерских отношений детей и родителей, родителей и педагогов.

Совместное выполнение творческих речевых заданий и занесение продуктов речевой деятельности в портфолио.

Оценочный

Осуществление рефлексии собственной деятельности.

Осознание своих достоинств и проблем. Анализ результатов, выработка будущих планов, составление отчетов.


Опытом нашей проектной деятельности могут воспользоваться воспитатели, логопеды ДОУ, родители старшего дошкольного возраста, заинтересованные речевой подготовкой своего ребенка к школе. Нам кажется, что наш опыт можно использовать и среди учителей начальной школы, усложнив немножко тематику творческих заданий, критерии оценки.

Возможные механизмы трансляции опыта:

poslanie-preemniku-izvestiya-grigoreva-ekaterina-26042005-71-str-1-pervij-kanal-novosti-25-04-2005-9-00-00-19.html
poslanie-prezidenta-delo-v-date-monitoring-smi-11-12.html
poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazahstana-poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazahstana.html
poslanie-skvoz-veka-kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-specyaist-razlichnih-nepraerenij-nauki-i-tehniki.html
posle-1980-domashnyaya-komfortnaya-zona-i-igrovaya-ploshadka-pop-kulturi.html
posle-bessonnoj-nochi-provedennoj-u-kojki-tyazhelogo-bolnogo-operirovannogo-mnoyu-ya-vozvrashalsya-domoj-dishalos-legko-svobodno-i-hot-solnce-eshe-ne-vzoshlo-pr-stranica-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-23-noyabrya-2009-g-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-tehnologiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-latinskij-yazik.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-obespechenie-normalnih-uslovij-raboti-pri-prohodke-tonnelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • college.bystrickaya.ru/1-cel-disciplini-voprosi-psihicheskogo-zdorovya-i-ego-dostizheniya-vsegda-sostavlyali-i-sostavlyayut-sut-prakticheskoj-psihologii-vryadu-konsultativnih-disciplin.html
  • credit.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-olimpiadi-po-obshestvoznaniyu-8-klass.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-politicheskoj-sistemi-rossijskoj-federacii-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/massovij-sport-30-11-2011-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/model-urovnej-samoidentifikacii-lichnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/transportnoe-pravo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sm-naprimer-b-grekov-str-37-kargalov-v-v-vneshnepoliticheskie-faktori-razvitiya-feodalnoj-rusi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskie-harakteristiki-otchet-x0-2000-ob-ocenke-rinochnoj-stoimosti-zernouborochnih-kombajnov-western-8570.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-metodika-prepodavaniya-sociologii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-seina-tirazh-30000-ekz-cena-62-kop.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-kerenskogo-dlya-carskoj-semi-rezhim-glava-iii-stranica-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnie-i-polovozrastnie-osobennosti-deyatelnostno-orientirovannih-perezhivanij-v-podrostkovom-vozraste-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-04-finansi-i-kredit-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-poleznogo-otpuska-elektroenergii-potrebitelyam-po-otraslyam-bez-ucheta-kompensacii-poter.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5000-avtomobilej-bmw-sobrano-vkaliningrade-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-po-specialnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-v-zhizni-zhenshini-kak-budushej-materi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-intoksikaciya-ugarnim-gazom-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zherebenok-begushij-vperedi-materi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-7-ontogenez-motoriki-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii-pedagogika-dvigatelnoj-aktivnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-territorii-obshestvennoj-zastrojki-polozhenie-rajona-v-strukture-poseleniya-9.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-4-semestr-7-uchebnij-plan-nabora-2009-goda-raspredelenie-uchebnogo-vremeni-lekcii-16-chasov-aud.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednesrochnij-prognoz-na-maj-mesyac-vozniknoveniya-i-razvitiya-chrezvichajnih-situacij-na-territorii-kostromskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russo-zh-zh-ob-obshestvennom-dogovore-traktati-per-s-fr-stranica-27.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovi-prihodi-i-razhodi-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shema-deyatelnosti-po-pervichnoj-profilaktike-pav-i-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-absorbcionnih-metodov-ochistki-othodyashih-gazov-ot-primesej-kislogo-haraktera.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-ukazanie-na-obuchenie-v-magistrature-god-obucheniya-aspiranture-forma-obucheniya-tema-doklada.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-715-25-aprelya-2011-g-stranica-17.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uspehi-shkoli-v-2009-2010-uchebnom-godu-publichnij-doklad-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7-za-2009-2010.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/legkaya-atletika-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razreshenie-chislennoj-shemi-odnomernoe-dvizhenie-turbulentnogo-reagiruyushego-gaza-vizvannoe-porshnem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.