.RU

«Портреты библейских персонажей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

309204 с. Ломово ул. Мозгового, 12

Т (47231) 4-41-22 Е –mail: lomovo @ yandex.ru

Урок

на тему «Портреты библейских персонажей»

по программе Б.Н. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Выполнила:

Краснокутская Людмила Алексеевна,

учитель изобразительного искусства и

православной культуры.

Методическая часть:

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти. На тему отводится два часа. Перед работой над темой «Портреты библейских персонажей», семиклассники уже прошли изображение человека в истории искусства, имеют представление о понимании красоты человека в изобразительном искусстве, познакомились с бытовым, мифологическим жанрами, тематической картиной в русском искусстве 19 в.

К 3 четверти 7-го класса дети уже знают пропорции и строение фигуры человека. Выполняли наброски фигур одноклассников с натуры. Неоднократно обращались к работе над портретом в предыдущие годы.

Несомненно «Великие темы жизни» - это вечные темы, изложенные в Библии.

Семиклассники на уроках православной культур в первом полугодии изучили содержание Священного писания (3-й год обучения). Дети знакомы со многими иллюстрации Библии и произведениями Мировой художественной культуры, отражающие истории Ветхого и Нового Заветов. Этот урок дают возможность более глубоко вникнуть в сюжет, объяснить отношение того или иного мастера к выбранной теме и образу, находить свои композиционные решения. Для работы «Портреты библейских персонажей», я выбрала образы Каина и Авеля как одних из самых трагических, глубоких и важных и для нашей сегодняшней жизни сюжетов. Художники, обращались к библейской теме братоубийства, передают свою душевную боль и глубокие переживания от совершенного греха, предостерегают зрителя от зависти и гордыни.

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета)

Цель: 1. Создание условия для изображения эмоционально выразительных образов человека к текстам Ветхого Завета.

2. Формировать художественно-творческой активности личности и художественные знания, умения и навыки при изображении портретов библейских персонажей.

3. Воспитывать интерес к Библии и развивать способности чувствовать и сопереживать библейским персонажам; переосмысливать их поступки для своей жизни.

Вид занятия: иллюстрирование литературного произведения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: презентация «Каин и Авель», аудиозаписи, таблицы: «Изображение портрета человека», мультфильм «Каин и Авель».

Литературный ряд: Библия, Закон Божий,

Рабочий материал: бумага, акварель, акварельные краски, гуашь, кисти, простой карандаш.

Эпиграф урока: Когда замыслит дивный ум

Создать невиданные облики

И на бумаге образ начертать,

Как ловко бы рука не рисовала,

Потребно проб и опыта немало,

Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать.

Микеланджело.
Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: В первой четверти на уроках православной культуры мы познакомились с историей о Каине и Авеле, отголоски которой мы находим в современной жизни. Не случайно к нему прикасались многие художник, поэты и философы мира. Свое отношение к этому трагическому сюжету передали поэт Илья Кокин и художник Александр Грузинов в мультфильме «Каин и Авель».

1.Просмотр мультфильма «Каин и Авель».

2.Словарная работа.

Учитель: Прочитайте на доске вопросы и дайте краткий ответ

1) Что значат выражение «каинова печать»? 2) Что значат слово «покаяние»? 3)Что значат слово «литературный портрет»?

Ученик: В истории человеческой культуры само имя Каин стало нарицательным для обозначения виновника тяжкого преступления, убийцы. Возникшее отсюда выражение «каинова печать» употребляется в значении: «клеймо преступления».

Ученик: «покаяние» – это добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Это, по сути, перемена состояния ума, души и сердца.

Слово раскаяние, как и неприкаянный (скиталец) происходит от слова Каин, Каин не смог нигде осесть, имея беспокойство в сердце в наказание за грех убийства. Раскаяние - это расковывание сердца, то есть появления любви в сердце.

Ученик: Литературный портрет – это не конкретный человек, а собирательный образ, поэтому работая над оформлением книги, художник учитывает описательный образ, но, потрет, создает уже исходя из своих представлений. Лица литературных героев художник находит в обществе, делает зарисовки. Отдельные черты лица он может подчеркнуть, например: нос, рот и глаза, чтобы образ был выразительным и запоминающимся, то есть узнаваемым.

3. Тестирование по раннее изученному материалу.

Учитель: На экране вы видите тест. Ответьте на вопросы в письменно форме на листочках и сдайте.

Тест №1. По теме: «Портрет»

1. К какому виду искусства относится портрет: а) живописи, б) графики, в) ДПИ, г) скульптуре, д) Всем указанным видам ИЗО.

2. В каком положении головы изображается литературный портрет: а) анфас, б) вполоборота, в) в профиль, г) в разных положениях

3. На сколько равных частей делится голова по горизонтали: а) две; б) три; в) четыре.

4. Чему равно расстояние между глаз: а) длине глаза; б) длине рта.

Ответ: д); г); в); а).

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Вашему вниманию, ребята, представляется презентация ученика «Каин и Авель». Вы познакомитесь с репродукциями работ художников к сюжету жертвоприношения Каина, а Авеля. Именно с приношения жертвы Господу, и завязывается драма.

Ученик: Слайд 1. Из текста Писания мы предполагаем, что первым начал приносить жертву Каин, а Авель «…также принес». Господь дал понять братьям, что Авелева жертва Ему приятна, а Каинова нет. Обычно изображают дым от жертвы Авеля, возносящейся столбом, а от Каиновой, стелящейся по земле. Вероятнее Божий ответ был известен братьям более точно, внутренним откровением. (Иллюстрация из Библии для детей)

Слайд 2.На гравюре Г. Доре подробные детали: дым от жертвенных даров, оглядывающийся Каин (нахмурившийся, недовольный) и кроткий Авель, поднявший глаза к небу. Притча о Каине и Авеле прошла через века и тысячелетия – она постоянно напоминала человечеству о необходимости добра, о неотвратимости наказания за зло.

Слайд 3. Илья Глазунов, показавший портретный облик чести, добра и готовности быть жертвой во имя любви к ближнему, и облик бесчестия и греха

Каин – первенец, родители почитали его «человеком от Господа», но Авель при этом приобрел великое преимущество – он стал угоден Богу, потому, что сердце его было искренним и Боголюбовым. Зависть Каина – зависть падшего ангела первым людям.

Слайд 3. Обычно в этой истории главенствует образ Каина. Он кажется более колоритным, выразительным, хотя и чрезвычайно зловещий. Грешный Каин на первый взгляд затмевает Авеля. Он завидовал тому высшему благу, которое имел брат его.

Слайд 4. .(Юлиус Карльсфельд. Жертвоприношение Авеля и Каина.) Образ Авеля значителен своей светлотой, кротостью и праведностью. Он добр к брату, доверчив, сердце его открыто Богу, молитва и дар его искренни.

Слайд 5. В Святом Писании – Авель праведник и является прообразом Иисуса Христа (ставшего жертвой, искупившего кровью своею грехи человеческие).

Слайд 6. На Каине лежала моральная ответственность правильного выбора, как ранее перед Адамом и Евой, но он скрыл в своем сердце зависть и злобу.

Слайд 7. Мы видим, что мастера открывали зрителю не только зло старшего брата, но – самое главное невинность и жертвенность Авеля.

Слайд 8. Господь не принимает молитвы людей злых, грешных. Когда человек во зле своем обращается к Богу, требуя для собственной корысти, для своих злых дел, Господь отвергает его молитву.

Слайд 9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». (Прит.28.9).Совершенно другая молитва верующего, служащего Богу и своему ближнему, как Авеля человека.

Учитель: Сообщение о результатах тестирования. Послушайте стихотворение Константина Романова «Молитва»

Ученик: Не говори, что к небесам

Твоя молитва не доходна;

Верь, как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов; Но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для него слова? – О чем,

Счастливый сердцем, иль скорбящий,

Ты не помыслил бы, - о том

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.

Учитель: Библия говорит: "Добрый оставляет наследство и внукам" (Прит.13:22). Наследство, которое Каин оставил своим внукам, было ужасно. Отец не научил их, каким драгоценным даром является милосердие Божье. Они не узнали, что цель жизни заключается в прославлении Бога. Их деятельность была полностью посвящена земным нуждам. На Бога они обращали мало внимания. Из-за своего нечестия эта ветвь ранней цивилизации была уничтожена всемирным Потопом.

Послушайте стихотворение «Зависть»

Ученик: Зависть – черная, злая,

Жизнь лишает покоя,

Сердце больно терзая

Сатанинской рукою,

И, склоняясь к изголовью,

Разжигает гордыню,

Не стесняясь злословьем,

Губит честное имя.

Дышит злобой напрасной.

Многих зависть сгубила-

Светлых, добрых, прекрасных

Довела до могилы.

V. Практическая работа:

Учитель: Главная идея нашей работы - воплотить свое понимание и отношение к библейским персонажам с передачей их основных моральных качеств, через изображение портрета.

Пути воплощения идеи:

1) Вспомнить пропорции фигуры человека; пропорции лица; изображение головы человека в анфас и полупрофиль; мимику. (Учебная таблица)

2) Объяснение правил размещение портрета на листе бумаге (компоновка).

3) Обратить внимание: на репродукциях картин художники не акцентированы на костюме – набедренные повязки или костюм современный художнику

4) Обратить внимание на цветовое (тональное) решение портрета.

Творческое задание выполняется по вариантам:

Графика: карандаш, глеевая ручка, пастель.

Живопись: гуашь.

Портрет: в полный рост; поясной; погрудный.

На уроке можно выполнить портрет одного из братьев; домашнее задание – второго.

Обобщение личного практического опыта:

В своей работе на уроке я использую следующие формы и методы работы иллюстрирования Библии и других литературных произведений, направленные на поддержание интереса к книге и культуре ее оформления.

Словесный метод складывается из следующих приемов обучения:

-лекция «Художественное оформление книги». (Энциклопедический словарь юного художника; презентация);

-беседа о творчестве известного художника иллюстратора книги, которую решили оформлять на уроке;

-инструктирование ученика по подбору необходимого материала для передачи характера одежды героев, построек, интерьера, бытовых деталей и т. д.;

-указания к последовательности работы;

Наглядный метод - «золотое правило дидактики». Лекцию сопровождаю показом книги литературного произведения по теме урока. Желательно, чтобы иллюстратором был художник, о творчестве которого будет идти речь в ознакомительной беседе, а для сравнения творческих подходов к иллюстрированию произведения демонстрирую оформление книги другого художника. обращая внимание на эмоциональную окраску того или иного сюжета, эпитеты и цветовые картины. На столы кладу карточки с ключевыми словами по теме урока или пишу на доске. Для слабоуспевающих учеников имею инструкции изображения портрета и его схемой. На столах или в презентации размещаю подборку материала об одежде, постройках и другие свидетельства описываемой эпохи. Показываю педагогический рисунок по указанной теме и рисунки школьников прошлых лет. Такая беседа приучает учащихся к самоанализу собственной работы и исправлению ошибок. В процессе такой работы использую фрагменты музыкальных произведений, написанных по мотивам литературных произведений, сравнивая трактовку образов литератора, иллюстратора и композитора.

Практический аспект обучения школьников иллюстрированию
литературных произведений отражен в порядке подготовки выполнения рисунка и последовательности процесса работы над композицией на заданную тему. Я приучаю учащихся работать по следующему плану:

1)выбор сюжета; 2)компоновка; 3) наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения: целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др. 4) наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома; 5) выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции; 6) выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

Для учеников, у которых слабо развито пространственное мышление и творческое воображение, слабые навыки в рисовании, готовлю более простое задание, но дающее им возможность творчески его решить.

В конце я организую экспресс - выставку и обсуждение выполненных работ.

Если ученики допустили общую ошибку, рисую на доске рисунок и сопровождаю его объяснением. Если ученики, имея удачные композиционные замыслы, затрудняются в конкретизации форм, в изображении тех или иных объектов, я прерываю работу и показываю им на классной доске, конструктивное построение объектов. Когда не выходит фигура человека, позирует товарищ, у которого рисунок идет более успешно. Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму отдельных предметов, ученик может потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония. В этом случае, я использую дидактический материал о цветовом решении репродукций и иллюстраций художников.

Если в конце урока работа не закончена, то я предлагаю завершить ее дома.

В конце урока организую, обсуждение работ и делаю это систематически, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию. При обсуждении обязательно выделяю хорошие и средние работы. В плохих работах отмечаю что-то хорошее, чтобы ученик не потерял веру в достижение положительных результатов и интереса к рисованию.

При анализе работ даю ученикам возможность высказать свои мнения. По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением всему классу веду индивидуальную работу с каждым учеником, в том числе и с одаренными детьми. Даю им более сложные задания, привлекаю их в качестве консультантов при проверке работ на отдельных этапах урока.

Обучая иллюстрированию литературное произведение, обращаю внимание учащихся на использование в работе различных художественных материалов, техник исполнения и их комбинаций (акварель, гуашь, графитные и цветные карандаши, тушь, фломастеры).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету образовательной области «Искусство» и является необходимым условием формирования личности ученика.

Регулярно устраиваю выставки рисунков и привлекаю одаренных детей к участию в конкурсах. Лучшие рисунки учащихся размещены на моем персональном сайте и презентация к данному уроку по адресу http://mila-krasnokuts.narod.ru/index.html

Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися:

1. Почему Бог в Заповедях, начертанных на скрижалях Моисеевых, установил запрет на зависть?

2. Почему в большинстве произведениях изобразительного искусства показывается сцена убийства Авеля?

3. Что является для христианина жертвой Богу?

4. Почему многие художники мира обращались в своем творчестве к библейским сюжетам?

5. Совпадают ли ваше отношение к этой истории и переживания художников?

Итог урока. Образы и сюжеты Библии, прочувствованные сердцем художника, дают возможность понять смысл жизни, пересмотреть некоторые свои моральные установки. Духовное искусство делают нас добрее и нравственно богаче. Пусть приходят вам на память образы Библии и лучшие произведения искусства в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Список используемой литературы:
1. Библия с иллюстрациями художника Г. Доре. М. «Итиль» 1996 г.

2. «Закон Божий». Нижний Новгород. «Братство». 2002г.

3) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского. М.; Просвещение, 2006.

4) Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. Просвещение, 2000 г.


posleduyushaya-ocenka-obekta-investicionnoj-sobstvennosti-posle-ego-priznaniya.html
poslerodovaya-depressiya-intervyu-s-kompozitorom-yuriem-saulskim.html
posleslovie-andrej-slyushkin-predstavlyaet.html
posleslovie-boris-polevoj.html
posleslovie-galina-shekina-ff-ili-fenomen-faustova-literaturnaya-artel-stupeni.html
posleslovie-k-pervoj-chasti-sprashivaet-avtor-davaya-otveti-na-postavlennie-voprosi-dobirayas-do-istokov-nashih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leksicheskie-normi-ustnoj-delovoj-rechi-m-v-koltunova-yazik-i-delovoe-obshenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uralskij-gosudarstvennij-universitet-imeni.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-3-punkta-3339-i-registriruyutsya-v-sootvetstvii-s-podrazdelom-47-instrukcii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-ploshad-revolyucii-d-4-chelyabinsk-454113-tel-351-263-67-62-faks-3512-63-87-05.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-031201-65-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur.html
  • essay.bystrickaya.ru/chernishev-ag-d-politn-prof-zam-predsedatelya-komiteta-po-obrazovaniyu-i-nauke-gosudarstvennoj-dumi-rf-moskva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-11-time-r-t-41-gipnoz-roberta-time-per-s-angl-l-m-pticinoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/diskussiya-nauchnih-kreacionistov-s-evolyucionistami-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-k-gorodskim-i-rajonnim-olimpiadam-po-tehnologii-dlya-yunoshej-7-9-klassov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-osobennosti-zashiti-detej-obyazannosti-vzroslogo-naseleniya-po-ee-organizacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-9-figuri-rechiellipsis-11-nejtraln-glasn-bezud-glasn.html
  • writing.bystrickaya.ru/hose-leandro-andrade-kniga-budet-interesna-dlya-kazhdogo-kto-uvlechen-futbolom-i-istoriej-sporta-v-celom.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-odobrena-na-zasedanii-kafedri-informacionnih-tehnologij-izasedanii-mks-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-protokol-2-ot-18-02-2011-g-zav-kafedroj-it.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/standartnie-metodi-kapitalnogo-byudzhetirovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-119-g-lipecka-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/us-culture-chast-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/komplektaciya-k-visokochastotnomu-elektrohirurgicheskomu-apparatu-tipa-ehvch-e352-hb-2-fotek.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-socialnoe-razvitie-sela-do-2012-goda-v-red-postanovlenij-pravitelstva-respubliki-marij-el-ot-02-07-2009-n-155-ot-02-04-2010-n-80.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-oplate-truda-rabotnikov-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-borskogo-rajona-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstuplenie-rossii-v-vto-vizovi-i-perspektivi-dlya-transportnoj-otrasli.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriticheskij-analiz-istochnikov-nlo-kak-faktor-globalnogo-riska-aleksej-turchin.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalganskij-plan-meropriyatij-po-formirovaniyu-sovremennoj-modeli-obrazovaniya-zabajkalskogo-kraya-40-plan-66.html
  • desk.bystrickaya.ru/operativnoe-soveshanie-nezakonnaya-reklama-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-spec.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-metodicheskaya-razrabotka-igrovie-tehnologii-pri-obuchenii-matematike-detej-s-narusheniyami-intellekta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-br-grimm-skazki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemie-chitateli.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrondi-ba-ti-damu-erekshelg-klt-szder.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6hristianin-l-v-shaposhnikova-avstraloidi-zhivut-v-indii-izdatelstvo-misl.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-garantii-socialnoj-podderzhki-bezrabotnih-grazhdan-chast-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-tadap-alan-sport-trn-teoriyasi-men-dstemes.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-strazh-robert-masello.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnesenie-izmenenij-v-dokumentaciyu-1-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-arheologii-dlya-dnevnogo-otdeleniya-sostaviteli-k-i-n-docent-sirotin-s-v-stranica-31.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ilinskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-25.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.