«Портреты библейских персонажей»
.RU

«Портреты библейских персонажей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

309204 с. Ломово ул. Мозгового, 12

Т (47231) 4-41-22 Е –mail: lomovo @ yandex.ru

Урок

на тему «Портреты библейских персонажей»

по программе Б.Н. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Выполнила:

Краснокутская Людмила Алексеевна,

учитель изобразительного искусства и

православной культуры.

Методическая часть:

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти. На тему отводится два часа. Перед работой над темой «Портреты библейских персонажей», семиклассники уже прошли изображение человека в истории искусства, имеют представление о понимании красоты человека в изобразительном искусстве, познакомились с бытовым, мифологическим жанрами, тематической картиной в русском искусстве 19 в.

К 3 четверти 7-го класса дети уже знают пропорции и строение фигуры человека. Выполняли наброски фигур одноклассников с натуры. Неоднократно обращались к работе над портретом в предыдущие годы.

Несомненно «Великие темы жизни» - это вечные темы, изложенные в Библии.

Семиклассники на уроках православной культур в первом полугодии изучили содержание Священного писания (3-й год обучения). Дети знакомы со многими иллюстрации Библии и произведениями Мировой художественной культуры, отражающие истории Ветхого и Нового Заветов. Этот урок дают возможность более глубоко вникнуть в сюжет, объяснить отношение того или иного мастера к выбранной теме и образу, находить свои композиционные решения. Для работы «Портреты библейских персонажей», я выбрала образы Каина и Авеля как одних из самых трагических, глубоких и важных и для нашей сегодняшней жизни сюжетов. Художники, обращались к библейской теме братоубийства, передают свою душевную боль и глубокие переживания от совершенного греха, предостерегают зрителя от зависти и гордыни.

Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета)

Цель: 1. Создание условия для изображения эмоционально выразительных образов человека к текстам Ветхого Завета.

2. Формировать художественно-творческой активности личности и художественные знания, умения и навыки при изображении портретов библейских персонажей.

3. Воспитывать интерес к Библии и развивать способности чувствовать и сопереживать библейским персонажам; переосмысливать их поступки для своей жизни.

Вид занятия: иллюстрирование литературного произведения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: презентация «Каин и Авель», аудиозаписи, таблицы: «Изображение портрета человека», мультфильм «Каин и Авель».

Литературный ряд: Библия, Закон Божий,

Рабочий материал: бумага, акварель, акварельные краски, гуашь, кисти, простой карандаш.

Эпиграф урока: Когда замыслит дивный ум

Создать невиданные облики

И на бумаге образ начертать,

Как ловко бы рука не рисовала,

Потребно проб и опыта немало,

Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать.

Микеланджело.
Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: В первой четверти на уроках православной культуры мы познакомились с историей о Каине и Авеле, отголоски которой мы находим в современной жизни. Не случайно к нему прикасались многие художник, поэты и философы мира. Свое отношение к этому трагическому сюжету передали поэт Илья Кокин и художник Александр Грузинов в мультфильме «Каин и Авель».

1.Просмотр мультфильма «Каин и Авель».

2.Словарная работа.

Учитель: Прочитайте на доске вопросы и дайте краткий ответ

1) Что значат выражение «каинова печать»? 2) Что значат слово «покаяние»? 3)Что значат слово «литературный портрет»?

Ученик: В истории человеческой культуры само имя Каин стало нарицательным для обозначения виновника тяжкого преступления, убийцы. Возникшее отсюда выражение «каинова печать» употребляется в значении: «клеймо преступления».

Ученик: «покаяние» – это добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Это, по сути, перемена состояния ума, души и сердца.

Слово раскаяние, как и неприкаянный (скиталец) происходит от слова Каин, Каин не смог нигде осесть, имея беспокойство в сердце в наказание за грех убийства. Раскаяние - это расковывание сердца, то есть появления любви в сердце.

Ученик: Литературный портрет – это не конкретный человек, а собирательный образ, поэтому работая над оформлением книги, художник учитывает описательный образ, но, потрет, создает уже исходя из своих представлений. Лица литературных героев художник находит в обществе, делает зарисовки. Отдельные черты лица он может подчеркнуть, например: нос, рот и глаза, чтобы образ был выразительным и запоминающимся, то есть узнаваемым.

3. Тестирование по раннее изученному материалу.

Учитель: На экране вы видите тест. Ответьте на вопросы в письменно форме на листочках и сдайте.

Тест №1. По теме: «Портрет»

1. К какому виду искусства относится портрет: а) живописи, б) графики, в) ДПИ, г) скульптуре, д) Всем указанным видам ИЗО.

2. В каком положении головы изображается литературный портрет: а) анфас, б) вполоборота, в) в профиль, г) в разных положениях

3. На сколько равных частей делится голова по горизонтали: а) две; б) три; в) четыре.

4. Чему равно расстояние между глаз: а) длине глаза; б) длине рта.

Ответ: д); г); в); а).

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Вашему вниманию, ребята, представляется презентация ученика «Каин и Авель». Вы познакомитесь с репродукциями работ художников к сюжету жертвоприношения Каина, а Авеля. Именно с приношения жертвы Господу, и завязывается драма.

Ученик: Слайд 1. Из текста Писания мы предполагаем, что первым начал приносить жертву Каин, а Авель «…также принес». Господь дал понять братьям, что Авелева жертва Ему приятна, а Каинова нет. Обычно изображают дым от жертвы Авеля, возносящейся столбом, а от Каиновой, стелящейся по земле. Вероятнее Божий ответ был известен братьям более точно, внутренним откровением. (Иллюстрация из Библии для детей)

Слайд 2.На гравюре Г. Доре подробные детали: дым от жертвенных даров, оглядывающийся Каин (нахмурившийся, недовольный) и кроткий Авель, поднявший глаза к небу. Притча о Каине и Авеле прошла через века и тысячелетия – она постоянно напоминала человечеству о необходимости добра, о неотвратимости наказания за зло.

Слайд 3. Илья Глазунов, показавший портретный облик чести, добра и готовности быть жертвой во имя любви к ближнему, и облик бесчестия и греха

Каин – первенец, родители почитали его «человеком от Господа», но Авель при этом приобрел великое преимущество – он стал угоден Богу, потому, что сердце его было искренним и Боголюбовым. Зависть Каина – зависть падшего ангела первым людям.

Слайд 3. Обычно в этой истории главенствует образ Каина. Он кажется более колоритным, выразительным, хотя и чрезвычайно зловещий. Грешный Каин на первый взгляд затмевает Авеля. Он завидовал тому высшему благу, которое имел брат его.

Слайд 4. .(Юлиус Карльсфельд. Жертвоприношение Авеля и Каина.) Образ Авеля значителен своей светлотой, кротостью и праведностью. Он добр к брату, доверчив, сердце его открыто Богу, молитва и дар его искренни.

Слайд 5. В Святом Писании – Авель праведник и является прообразом Иисуса Христа (ставшего жертвой, искупившего кровью своею грехи человеческие).

Слайд 6. На Каине лежала моральная ответственность правильного выбора, как ранее перед Адамом и Евой, но он скрыл в своем сердце зависть и злобу.

Слайд 7. Мы видим, что мастера открывали зрителю не только зло старшего брата, но – самое главное невинность и жертвенность Авеля.

Слайд 8. Господь не принимает молитвы людей злых, грешных. Когда человек во зле своем обращается к Богу, требуя для собственной корысти, для своих злых дел, Господь отвергает его молитву.

Слайд 9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». (Прит.28.9).Совершенно другая молитва верующего, служащего Богу и своему ближнему, как Авеля человека.

Учитель: Сообщение о результатах тестирования. Послушайте стихотворение Константина Романова «Молитва»

Ученик: Не говори, что к небесам

Твоя молитва не доходна;

Верь, как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов; Но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для него слова? – О чем,

Счастливый сердцем, иль скорбящий,

Ты не помыслил бы, - о том

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.

Учитель: Библия говорит: "Добрый оставляет наследство и внукам" (Прит.13:22). Наследство, которое Каин оставил своим внукам, было ужасно. Отец не научил их, каким драгоценным даром является милосердие Божье. Они не узнали, что цель жизни заключается в прославлении Бога. Их деятельность была полностью посвящена земным нуждам. На Бога они обращали мало внимания. Из-за своего нечестия эта ветвь ранней цивилизации была уничтожена всемирным Потопом.

Послушайте стихотворение «Зависть»

Ученик: Зависть – черная, злая,

Жизнь лишает покоя,

Сердце больно терзая

Сатанинской рукою,

И, склоняясь к изголовью,

Разжигает гордыню,

Не стесняясь злословьем,

Губит честное имя.

Дышит злобой напрасной.

Многих зависть сгубила-

Светлых, добрых, прекрасных

Довела до могилы.

V. Практическая работа:

Учитель: Главная идея нашей работы - воплотить свое понимание и отношение к библейским персонажам с передачей их основных моральных качеств, через изображение портрета.

Пути воплощения идеи:

1) Вспомнить пропорции фигуры человека; пропорции лица; изображение головы человека в анфас и полупрофиль; мимику. (Учебная таблица)

2) Объяснение правил размещение портрета на листе бумаге (компоновка).

3) Обратить внимание: на репродукциях картин художники не акцентированы на костюме – набедренные повязки или костюм современный художнику

4) Обратить внимание на цветовое (тональное) решение портрета.

Творческое задание выполняется по вариантам:

Графика: карандаш, глеевая ручка, пастель.

Живопись: гуашь.

Портрет: в полный рост; поясной; погрудный.

На уроке можно выполнить портрет одного из братьев; домашнее задание – второго.

Обобщение личного практического опыта:

В своей работе на уроке я использую следующие формы и методы работы иллюстрирования Библии и других литературных произведений, направленные на поддержание интереса к книге и культуре ее оформления.

Словесный метод складывается из следующих приемов обучения:

-лекция «Художественное оформление книги». (Энциклопедический словарь юного художника; презентация);

-беседа о творчестве известного художника иллюстратора книги, которую решили оформлять на уроке;

-инструктирование ученика по подбору необходимого материала для передачи характера одежды героев, построек, интерьера, бытовых деталей и т. д.;

-указания к последовательности работы;

Наглядный метод - «золотое правило дидактики». Лекцию сопровождаю показом книги литературного произведения по теме урока. Желательно, чтобы иллюстратором был художник, о творчестве которого будет идти речь в ознакомительной беседе, а для сравнения творческих подходов к иллюстрированию произведения демонстрирую оформление книги другого художника. обращая внимание на эмоциональную окраску того или иного сюжета, эпитеты и цветовые картины. На столы кладу карточки с ключевыми словами по теме урока или пишу на доске. Для слабоуспевающих учеников имею инструкции изображения портрета и его схемой. На столах или в презентации размещаю подборку материала об одежде, постройках и другие свидетельства описываемой эпохи. Показываю педагогический рисунок по указанной теме и рисунки школьников прошлых лет. Такая беседа приучает учащихся к самоанализу собственной работы и исправлению ошибок. В процессе такой работы использую фрагменты музыкальных произведений, написанных по мотивам литературных произведений, сравнивая трактовку образов литератора, иллюстратора и композитора.

Практический аспект обучения школьников иллюстрированию
литературных произведений отражен в порядке подготовки выполнения рисунка и последовательности процесса работы над композицией на заданную тему. Я приучаю учащихся работать по следующему плану:

1)выбор сюжета; 2)компоновка; 3) наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения: целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др. 4) наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома; 5) выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции; 6) выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

Для учеников, у которых слабо развито пространственное мышление и творческое воображение, слабые навыки в рисовании, готовлю более простое задание, но дающее им возможность творчески его решить.

В конце я организую экспресс - выставку и обсуждение выполненных работ.

Если ученики допустили общую ошибку, рисую на доске рисунок и сопровождаю его объяснением. Если ученики, имея удачные композиционные замыслы, затрудняются в конкретизации форм, в изображении тех или иных объектов, я прерываю работу и показываю им на классной доске, конструктивное построение объектов. Когда не выходит фигура человека, позирует товарищ, у которого рисунок идет более успешно. Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму отдельных предметов, ученик может потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония. В этом случае, я использую дидактический материал о цветовом решении репродукций и иллюстраций художников.

Если в конце урока работа не закончена, то я предлагаю завершить ее дома.

В конце урока организую, обсуждение работ и делаю это систематически, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию. При обсуждении обязательно выделяю хорошие и средние работы. В плохих работах отмечаю что-то хорошее, чтобы ученик не потерял веру в достижение положительных результатов и интереса к рисованию.

При анализе работ даю ученикам возможность высказать свои мнения. По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением всему классу веду индивидуальную работу с каждым учеником, в том числе и с одаренными детьми. Даю им более сложные задания, привлекаю их в качестве консультантов при проверке работ на отдельных этапах урока.

Обучая иллюстрированию литературное произведение, обращаю внимание учащихся на использование в работе различных художественных материалов, техник исполнения и их комбинаций (акварель, гуашь, графитные и цветные карандаши, тушь, фломастеры).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету образовательной области «Искусство» и является необходимым условием формирования личности ученика.

Регулярно устраиваю выставки рисунков и привлекаю одаренных детей к участию в конкурсах. Лучшие рисунки учащихся размещены на моем персональном сайте и презентация к данному уроку по адресу http://mila-krasnokuts.narod.ru/index.html

Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися:

1. Почему Бог в Заповедях, начертанных на скрижалях Моисеевых, установил запрет на зависть?

2. Почему в большинстве произведениях изобразительного искусства показывается сцена убийства Авеля?

3. Что является для христианина жертвой Богу?

4. Почему многие художники мира обращались в своем творчестве к библейским сюжетам?

5. Совпадают ли ваше отношение к этой истории и переживания художников?

Итог урока. Образы и сюжеты Библии, прочувствованные сердцем художника, дают возможность понять смысл жизни, пересмотреть некоторые свои моральные установки. Духовное искусство делают нас добрее и нравственно богаче. Пусть приходят вам на память образы Библии и лучшие произведения искусства в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Список используемой литературы:
1. Библия с иллюстрациями художника Г. Доре. М. «Итиль» 1996 г.

2. «Закон Божий». Нижний Новгород. «Братство». 2002г.

3) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского. М.; Просвещение, 2006.

4) Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. Просвещение, 2000 г.


posleduyushaya-ocenka-obekta-investicionnoj-sobstvennosti-posle-ego-priznaniya.html
poslerodovaya-depressiya-intervyu-s-kompozitorom-yuriem-saulskim.html
posleslovie-andrej-slyushkin-predstavlyaet.html
posleslovie-boris-polevoj.html
posleslovie-galina-shekina-ff-ili-fenomen-faustova-literaturnaya-artel-stupeni.html
posleslovie-k-pervoj-chasti-sprashivaet-avtor-davaya-otveti-na-postavlennie-voprosi-dobirayas-do-istokov-nashih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-soderzhaniya-v-disciplinarnoj-voinskoj-chasti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/puti-uluchsheniya-taktiki-lecheniya-metastazov-v-pechen-kolorektalnogo-raka-tezisi-dokladov.html
  • student.bystrickaya.ru/2-obyavlenie-sovetskoj-respubliki-voennim-lageremsozdanie-regulyarnoj-krasnoj-armyan.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zvukovaya-kniga-noyabr-2010-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-upravleniya-bankovskimi-riskami-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/deputati-pozabotilis-o-svoih-partiyah-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-ternovij-venec-aleksej-viktorovich-timofeev-pokrishkin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasshirenie-bazi-pervichnih-otdelenij-metodicheskie-rekomendacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalejdoskop-roditelskih-sobranij-nachalnoj-shkoli-publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya.html
  • desk.bystrickaya.ru/parodontit-metodicheskie-ukazaniya-po-vedeniyu-dnevnika-i-priyomu-zachyota-po-letnej-proizvodstvennoj-praktike-po-terapevticheskoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-skazka-dlinoyu-v-den-02-01-08-04-01-08-bez-ostanovok-k-dedu-morozu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsredu-strashnim-majskim-vecherom-voland-i-ego-svita-pribivayut-v-moskvu-nachinaetsya-trehsutochnaya-polosa-pryamogo-otkritogo-massirovannogo-vmeshatelstva-potus.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-disciplini-mezhdunarodnie-standarti-audita-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080109-65-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • essay.bystrickaya.ru/energeticheskaya-promishlennost-bibliograficheskij-ukazatel-tyumen-2007.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standart-medicinskoj-pomoshi-bolnim-s-drugimi-degenerativnimi-boleznyami-bazalnih-gangliev.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-kriticheskogo-mishleniya-kak-luchshe-organizovat-urok.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-testi-po-geografii-geo2000-nm-ru.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vibor-i-raschet-indikatorov-ekologicheskoj-rezultativnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-dlya-starsheklassnikov-liderstar.html
  • university.bystrickaya.ru/gigienicheskoe-vospitanie-po-profilaktike-i-lecheniyu-ozhireniya-i-metabolicheskogo-sindroma.html
  • bukva.bystrickaya.ru/marshrut-stanovitsya-dlinnee-gans-baur.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-9-dopolnitelnoe-chtenie-matematicheskoj-literaturi-izbrannie-glavi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/36sostav-struktura-i-stoimost-osnovnih-sredstv-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-uchebnie-posobiya-po-msfo-million-skachannih-kopij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bratska-ubav-hai-stevan-l-evti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-oblastnogo-festivalya-nacionalnih-kultur-moj-narod-moya-gordost-na-2012-god.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-organizaciya-medicinskogo-obespecheniya-naseleniya-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klk-geografiyasi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • credit.bystrickaya.ru/okupaemost-utilizacii-obednennogo-urana-za-schet-realizacii-plavikovoj-kisloti-poluchaemoj-v-rezultate-obesftorivaniya-ogfu.html
  • esse.bystrickaya.ru/redaktirovanie-bazi-dannih-informelektrosoft.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremena-gruppi-continuous-active-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-kazan-2002-pechataetsya-po-resheniyu-uchebno-metodicheskogo-soveta-instituta-ekonomiki-upravleniya-i-prava-stranica-8.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-simvolizm-i-ego-prakticheskoe-ispolzovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.