.RU

Последовательность хода научного исследования - Ориентационного курса Для учащихся 7-11-х классов «Основы исследовательской...


^ Последовательность хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы:

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение его объекта и предмета;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Этапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.


^ Таблица 2

Требования к участникам и особенности исследования

Требования к ученику

• Готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями).

• Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы

Требования к учителю

• Готовность к исследовательской деятельности.

• Основная функция в ходе исследования - координатор и партнер своих учеников

Особенности

исследования

• Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

• Выходит за рамки школьного курса.

• По тематике находится на стыке различных областей знаний.

• Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать самому ученику

Варианты представления результатов исследования

• Защита результатов исследования на экзамене.

• Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.

• Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)



На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования - явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И наконец, на заключительном этапе ученик подводит итоги - формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

^ Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей).

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы - с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ…, выявлено…, определено…, установлено…».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано… (обосновано…, разработано…)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.


Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы**

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.


^ Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода





Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии.

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, С. 65].

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.


prakticheskie-predlozheniya-biotehnologiya-proizvodstva-i-primenenie-funkcionalnih-kormovih-dobavok-dlya-ptici-16.html
prakticheskie-raboti-3-programmi-vospitatelnoj-deyatelnosti-zaharova-o-n-programmirovanie-vospitatelnogo-processa.html
prakticheskie-raboti-po-fiziologii.html
prakticheskie-rekomendacii-disfunkciya-myagkih-tkanej-chelyustno-licevoj-oblasti-u-detej-mehanizmi-vliyaniya-na-formirovanie.html
prakticheskie-rekomendacii-ekkert-natalya-vladimirovna-nauchnoe-obosnovanie-organizacionno-funkcionalnoj-modeli.html
prakticheskie-rekomendacii-kliniko-funkcionalnie-varianti-yazvennoj-bolezni-dvenadcatiperstnoj-kishki-v-svete-osobennostej.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-2008-riza-shabani-kratkaya-istoriya-irana-sankt-peterburg.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-vseh-form-obucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-ntv-segodnya-06-11-2008-vinnik-elena-13-00-7-rbk-tv-novosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-predstavlenie-i-peredacha-informacii-programma-po-informacionnim-kommunikacionnim-tehnologiyam-status-dokumenta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe-meropriyatie-moya-semya-dlya-mnogodetnih-priemnih-i-nepolnih-semej-posvyashennoe-mezhdu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-podgotovit-voprosi-dlya-komand-konkurentov-10-min.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-programma-festivalya-shansona-ot-vsej-dushi-sostoitsya-v-mbuk-kinokoncertnij-zal-orion-p-leninskij-16-iyunya-2012-goda-nachalo-v-12-chasov-festival-provoditsya-po-3-m-nominaciyam.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-vospitaniyu-kulturi-zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni-shkola-zdorovya-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/krasilnikyanc-natalya-nikolaevna-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vivodi-avtoreferat-razoslan-2011-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-v-krizisnoj-situacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-religiya-i-nevroz-stranica-29.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tak-nachinalas-vojna-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lebedevasv43-m-436.html
  • studies.bystrickaya.ru/marketing-i-ego-funkcionirovanie-v-apk-chast-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-zhyuri-po-podvedeniyu-itogov-smotra-konkursa-detskogo-tvorchestva-na-protivopozharnuyu-temu.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-po-osobennoj-chasti-ugolovnogo-prava-rf-chast-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gost-7217-87.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-n-koptev-prezident-np-sap.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustrojstvo-i-ekspluataciya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-maloj-i-srednej-moshnosti-avtor-sokolov-b-a-e-mail.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-iotkritoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-obrazovanie-i-nauchnoe-tvorchestvo-vchera-segodnya-zavtra-11-marta-2011-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvmihajlov-energeticheskaya-strategiya-rossii-problemi-i-resheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/133-razvitie-sportivno-massovoj-i-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboti-sredi-detej-i-podrostkov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delokalizacii-elektronov-bodh-atomnaya-fizika-i-vsyo-takoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-49-mezhdunarodnaya-bezopasnost-rossiya-i-politicheskie-vizovi-sovremennosti-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • grade.bystrickaya.ru/modeli-ispolzovaniya-informacii-o-rezultatah-deyatelnosti-v-byudzhetnom-processe-v-stranah-oesr.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-otshelnik-klajv-stejplz-lyuis.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-nasledniki-gunnov-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7sistema-kontrolya-kachestva-podgotovki-voennih-kadrov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-v-ramkah-proceduri.html
  • crib.bystrickaya.ru/irving-stoun-stranica-14.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-utverdit-plan-raboti-zasedanij-sobraniya-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-na-2009-god-stranica-4.html
  • exam.bystrickaya.ru/xviii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-moskva-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/terri-pratchett.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-ekzamenacionnih-sessij-20112012-uch-goda-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-napravleniya-psihologiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-reestr-regionalnih-loterej-krasnoyarskogo-kraya-chast-nestimuliruyushie-loterei.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.