.RU

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году



^ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Конституция РФ, ст. 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.


В 2004 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступала информация о нарушениях, допущенных в области экологических прав граждан.

Основная масса таких обращений была связана с эксплуатацией автотранспорта и возникающими в результате этого экологическими и социальными проблемами: скоплением автомашин на газонах и во дворах, нелегальными платными парковками, мойками и ремонтом автотранспорта в неприспособленных местах. По поступающим жалобам Уполномоченным принимались меры, предусмотренные федеральным и региональным законодательством по защите экологической безопасности граждан.

Примером таких нарушений права на благоприятную окружающую среду является коллективная жалоба, с которой к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратились жители одного из домов по улице Катукова в г. Липецке (вх. № 406). Как сообщали жильцы, с апреля 2004 г. в их дворе с 18 часов и до утра действует ночная автостоянка легковых, грузовых машин, автоприцепов и автобусов. Автомобили паркуются в непосредственной близости от дома, что оказывает вредное воздействие на окружающую среду (постоянный шум, вибрация, загрязнение почвы и воздуха) и нарушает права граждан. Неоднократные обращения в различные государственные и муниципальные органы, не привели к положительным результатам, хотя сообщалось, что автопарковка организована незаконно.

Уполномоченный обратился к Главе администрации г. Липецка и начальнику Юго-Западного отдела милиции г. Липецка с рекомендацией рассмотреть коллективное заявление жителей дома, проверить законность использования дворовой территории под автостоянку и восстановить нарушенные конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Администрация г. Липецка сообщила, что разрешение на устройство автостоянки около вышеуказанного дома городской администрацией не выдавалось, ее функционирование незаконно и, учитывая то, что применение установленного законодательством мер к лицам, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью относится исключительно к компетенции органов милиции, информация, для принятия мер, была направлена начальнику УВД Октябрьского округа г. Липецка.

Между тем, органы милиции хранили молчание и, как постоянно сообщали жители дома, не спешили принять какие-либо меры по восстановлению прав граждан. Бездействие милиции вынудило Уполномоченного обратиться в прокуратуру Октябрьского района г. Липецка с ходатайством об организации проверки мероприятий по ликвидации незаконной автостоянки, а также волокиты, затягивания со стороны сотрудников Юго-Западного отдела милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка по данному вопросу.

После запроса Уполномоченного органы прокуратуры сообщили, что по факту незаконного использования автостоянки, Юго-Западный отдел милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка проводит проверку. Охранники автостоянки подвергнуты административному взысканию в виде штрафа на сумму 1.000 рублей по ст. 20.16 КоАП РФ (незаконная частная детективная или охранная деятельность). Прокуратурой района начальнику Юго-Западного отдела милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка даны указания о принятии мер, направленных на ликвидацию незаконной автостоянки и дело взято на контроль.

Предоставил информацию о принятых мерах и Юго-Западный отдел милиции.

Однако ответы показали, что были наказаны только охранники самовольной автостоянки и ничего не говорится о её организаторах. Как часто случается, остался виноват «стрелочник».

Справедливости ради следует отметить, что органам внутренних дел достаточно сложно возбудить уголовное дело по ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство). А Кодекс об административных правонарушениях, в котором предусмотрена ответственность за создание несанкционированных автостоянок, вступил в силу с 31 августа 2004 г.

В связи с тем, что к Уполномоченному по правам человека поступает большое количество обращений граждан с жалобами на нарушение их конституционного права на благоприятную окружающую среду владельцами частного автотранспорта и организаторами незаконных автостоянок, было бы целесообразным разработать и внести в статью 5.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях устанавливающей ответственность за нарушение порядка организации стоянки автотранспортных средств пункт, о привлечении к административной ответственности автовладельцев за парковку автомобиля в неустановленном месте (на пешеходных тротуарах, газонах, детских площадках и т.д.).


Значительное количество нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду происходит при градостроительной деятельности. Это, прежде всего, нарушение требований экологических и санитарных нормативов при отводе участка под строительство и проектирование, вырубка и повреждение зеленых насаждений, вывоз и утилизация строительного мусора и т.д.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратились владельцы частного дома В. (вх. №236). По словам заявителей, на территории, прилегающей к их дому, ведется строительство организацией ОАО «Спецфундаментстрой». Более года работал башенный кран на расстоянии 9-10 метров от дома, что приводит к постепенному разрушению фундамента и крыши здания. При производстве строительно-монтажных работ строительный мусор и пыль оседают на приусадебном участке и предметах домашней обстановки. Поскольку возводимое здание расположено в непосредственной близости от дома заявителей, в жилых помещениях недостаточно естественного освещения, что привело к постоянной сырости, поражению стен грибком и развитию различных заболеваний у жильцов, их семьи вынуждены пользоваться электрическим светом даже в дневное время. В связи с ненадлежащим оборудованием водоотвода для сточных и дождевых вод идет подтопление огорода, подвала и самого дома. В связи с тем, что водопроводная колонка была снесена еще до начала строительства, у жильцов возникла проблема с обеспечением питьевой водой.

Заявители неоднократно обращались в различные инстанции по вопросам устранения нарушений строительных норм и требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00), СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» и иных нормативных документов, регламентирующих ведение строительства и работу техники. В адрес руководителя ОАО «Спецфундаментстрой» выдавались предписания об устранении допущенных нарушений, но они не были исполнены.

Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к Главе администрации г. Липецка, начальнику инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора администрации Липецкой области, генеральному директору ОАО «Спецфундаментстрой» и просил организовать проверку соблюдения действующего законодательства и строительных норм при строительстве жилого объекта, а также содействовать восстановлению нарушенных прав граждан.

Строительство было приостановлено до представления ОАО «Спецфундаментстрой» всей разрешительной документации в полном объеме, в том числе и по вопросу безопасности производства строительных работ на объекте. Дело по устранению разногласий между гр. В. и ОАО «Спецфундаментстрой» по вопросам сноса дома и предоставления жилого помещения было передано для рассмотрения в суд.

Сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области было также разъяснено право гр. В обратиться в суд с исковыми требованиями о возмещении вреда, причиненного имуществу (вынужденный ремонт крыши дома, затопленный приусадебный участок, погреб и т.д.) и компенсации морального вреда в порядке статей 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также право на возмещение не только реального ущерба, но и упущенной выгоды (урожай, который мог быть собран с приусадебного участка), а также иных затрат, произведенных для восстановления нарушенного права.


К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Ш. (вх. № 635), житель Тербунского района, с жалобой на нарушение права на благоприятную окружающую среду. В июне 2004 г. началась реконструкция линии электропередач ВЛ-10 кВ, которая первоначально проходила по противоположной стороне улицы, где проживает заявитель. Затем строительство было перенесено и теперь продолжается в непосредственной близости от дома заявителя, что является нарушением п.2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2002 г. №187. В соответствии с указанными правилами допускается принимать для высоковольтных линий до 20 кВ. расстояние по горизонтали от крайних проводов высоковольтной линии (ВЛ) при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м. Гр. Ш. указывал, что расстояние составляет 30-35 см. от его земельного участка.

Также заявитель имеет разрешение № 778 на эксплуатацию любительской радиостанции 2 категории индивидуального пользования, выданное ему филиалом Радиочастотного центра Центрального Федерального округа в Липецкой области и действительное до 13.08.2008 г. Согласно Правил устройства электроустановок, если при расстояниях от ВЛ до зданий и сооружений, имеющих приемную радио- или телевизионную аппаратуру, расстояния от крайних проводов ВЛ при неотклоненном их положении до ближайших частей этих зданий и сооружений должны быть приняты не менее 10 м.- для ВЛ до 35 кВ.

Изучив материалы жалобы, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области связались с главным инженером ОГУП «Облремстройпроект», которое производило проектные работы. Как сообщил главный инженер предприятия, проект разрабатывался с учётом того, что земли, по которым проходит ВЛ-10 кВ. по улице Куйбышева, согласно информации Тербунского сельского совета, находятся в муниципальной собственности. Однако, указанная информация не соответствовала действительности, так как данный земельный участок Постановлением Главы администрации Тербунского района от 24.03.2000 г.№14 был передан в собственность отцу заявителя, а 25.05.2001 г. по завещанию перешел в собственность гр. Ш., согласно свидетельства о государственной регистрации права, удостоверенное нотариусом.

На основании предоставленных документов Уполномоченный по правам человека рекомендовал главе администрации Тербунского района провести проверку обоснованности выделения земельного участка под реконструкцию высоковольтной линии электропередачи и при подтверждении фактов нарушения прав гр. Ш., составить и разработать новый проект строительства указанной линии, восстановив тем самым его права в несудебном порядке.

По информации полученной из администрации Тербунского района, вынос электролинии 10 кВ с территории детского сада «Ромашка» и прохождение по земельному участку заявителя вызван технологической необходимостью в виду стесненных условий строительных работ. В настоящее время вопрос строительства электролинии находится на стадии согласования с гр. Ш.


Экологическая обстановка в жилых районах, непосредственно примыкающих к территориями промышленных предприятий, по-прежнему остаётся актуальной для населения и органов, осуществляющих экологический контроль. Особенно сложная ситуация возникает в тех случаях, когда жилые дома находятся непосредственно в зоне промышленно-производственной деятельности. Как правило, эти дома были построены достаточно давно, постепенно расположенные рядом предприятия разрастались, окружая своей инфраструктурой эти жилые «островки» и они оказались в промышленном кольце. Здания значительно обветшали, практически не имеют никаких коммунально-бытовых удобств, в них живёт не очень много людей, большинство из которых престарелые, инвалиды, но у местных властей, к сожалению, нет средств предоставить нуждающимся новое благоустроенное жильё.

Одним из типичных примеров обращения жителей таких домов к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области по вопросам нарушения их права на благоприятную окружающую среду стало коллективное письмо жителей ряда домов по ул. Борисоглебской г. Грязи (вх. № 531). В жалобе граждане указывали, что их дома расположены в санитарно-защитной зоне, в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Жилые постройки не отделены от железнодорожной линии защитной зоной, не произведено необходимое озеленение, что нарушает требования постановления Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда». Следствием чего стала неблагоприятная экологическая обстановка, превышение предельно допустимых норм шума, вибрации и загрязнения воздуха, о чем имеется соответствующее заключение Центргоссанэпиднадзора Грязинского района. Обращения в различные инстанции по данному вопросу положительных результатов не дали.

Внимательно изучив предоставленные документы, а также положения и требования экологического законодательства, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к Начальнику отделения Юго-Восточной железной дороги ОАО «Российские железные дороги» и Председателю комитета экологии администрации Липецкой области с просьбой рассмотреть коллективное заявление жителей домов по ул. Борисоглебской г. Грязи, по вопросу нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, а также организовать проверку соблюдения на территории указанной жилой зоны требований Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Закона Липецкой области от 08.01.2003 г. № 33-оз «Об охране окружающей среды Липецкой области».

Как сообщило руководство отделения Юго-Восточной железной дороги ОАО «Российские железные дороги», в присутствии жильцов осмотрен ряд квартир, дворы, здания. В квартирах проведены замеры микроклимата (влажности и скорости движения воздуха), мощности эквивалентной дозы облучения, уровня шума. Результаты замеров показали соответствие всех параметров допустимым нормам, за исключением шума, который превышает допустимую норму в 12-13 раз. На основании проведенной проверки принято решение о благоустройстве прилегающей территории и приведения зданий в соответствие санитарным нормам для жилых помещений.

Проверка проведённая комитетом экологии администрации Липецкой области показала что экологическая ситуация в домах граждан весьма серьезная. Было установлено, что в жилых домах по улице Борисоглебской, построенных в 1927 г., проживает 28 семей. Дома находятся на балансе ОАО «Российские железные дороги», обслуживающим предприятием которых является Грязинская дистанция гражданских сооружений. На основании результатов проверки комиссия пришла к следующим выводам:

- хозяйственная деятельность локомотивного депо Грязи филиал «Юго-Восточная железная дорога» ОАО «Российские Железные Дороги» оказывает сверхнормативное неблагоприятное воздействия на условия проживания жителей домов по ул. Борисоглебской г. Грязи;

- строительство двух резервуаров для котельной локомотивного депо ухудшило условия проживания граждан

- нарушения нормативно-правовых актов и требований, регламентирующих степень воздействия хозяйственная деятельность на граждан, происходят из-за нахождения данных жилых домов в полосе отвода железной дороги и промышленной зоне локомотивного депо

- отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва) локомотивного депо и акта «о признании зданий и условий непригодными для проживания» не позволяют оценить непригодность данных домов для проживания


На основании полученных ответов Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился с ходатайством к Президенту ОАО «Российские железные дороги» Фадееву Г.М о рассмотрении вопросов экологической безопасности, содержании жилого фонда и придомовых территорий и устранении нарушения права граждан дома которых находятся на забалансовом счёте дистанции гражданских сооружений и водоотведения ОАО «Российские железные дороги» г. Грязи. Данный вопрос находится на контроле Уполномоченного.


Устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и здоровья населения, могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания экологического равновесия между деятельностью человека и природой. С экологическими правами связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека и его благополучие.

^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ


Конституция РФ, ст. 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.


Соблюдение прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, временного содержания и содержания под стражей является традиционным предметом изучения уполномоченных по правам человека во всем мире, что объясняется значительно меньшими для изолированных от общества возможностями защищать себя по сравнению с теми, кто находится на свободе. Федеральное собрание РФ, хорошо понимая эти обстоятельства, совершенно неслучайно в декабре 2003 г. внесло некоторые изменения в законодательство, которые, с одной стороны, направлены на большую защиту прав, находящихся под стражей, а, с другой, на укрепление статуса уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. №161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" были внесены следующие поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ:

1) в пункт «а» части 1 статьи 24 – предусмотрено право уполномоченного по правам человека в субъекте РФ посещать при исполнении служебных обязанностей учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения;

2) в часть 2 статьи 91 – определено, что переписка осужденного с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ не подлежит цензуре.

Также были внесены изменения в часть 2 статьи 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В новой ее редакции предложения, заявления и жалобы, направляемые Уполномоченному по правам человека в субъекте Федерации, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

В нашем регионе и до этих поправок в законодательстве руководство Управления исполнения наказаний министерства юстиции по Липецкой области (УИН МЮ) никогда не препятствовало стремлению Уполномоченного по правам человека бывать в исправительных учреждениях, поэтому ознакомления Уполномоченного с условиями содержания граждан в местах лишения свободы путем непосредственного их посещения является постоянной практикой.

Мониторинг за соблюдением прав человека и норм законодательства Российской Федерации в учреждениях пенитенциарной системы Липецкой области остаётся одним из важных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека. Установилось тесное сотрудничество Уполномоченного с должностными лицами Управления исполнения наказания Министерства юстиции по Липецкой области. Уполномоченный и сотрудники аппарата неоднократно выезжали в различные исправительные учреждения области с инспекционными проверками, знакомились с бытом и работой осуждённых.

Необходимо особенно отметить, что руководство УИН МЮ по Липецкой области стремится сделать свою работу максимально открытой для общества, признаёт имеющиеся недостатки или трудности в работе и старается их исправить. С 2004 г. при начальнике УИН МЮ по Липецкой области был образован Общественный Совет, в который вошли представители общественных организаций, Русской Православной Церкви, сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, основной целью которого является привлечение общественности к содействию в решении задач, стоящих перед пенитенциарной системой Липецкой области, обеспечение прав и свобод человека в исправительных учреждениях.


В состав уголовно-исполнительной системы (УИС) области входят 9 учреждений с общим лимитом наполнения 8945 человек и 25 уголовно-исполнительных инспекций, задачей которых является обеспечение исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. В настоящее время содержится чуть более шести тысяч осужденных и подследственных. На сегодняшний день в области обеспечивается исполнение всех видов наказаний для всех категорий осужденных, кроме лишения свободы для женщин и лиц, которым решением суда вменено обязательное лечение от наркомании. Для организации исполнения положений уголовного и уголовно-исполнительного кодексов за последние 3 года были введены в действие участок особого режима в ИК-5 и участок колонии-поселения при ИК-6.

Необходимо отметить, что в настоящее время значительно выросла доля осужденных в возрасте до 30 лет. В 2004 г. доля осуждённых в возрасте до 25 лет составила более 50% от общего числа. Вместе с тем удельный вес тяжких преступлений в общей структуре преступности существенно возрастает, что соответствующим образом отразилось и на качественном составе осужденных. Так, если в 2003 г. в исправительных учреждениях Липецкой области в 2004 г. отбывали наказание от общего количества осужденных: 12% за убийства; 11% - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 15% - за грабежи и разбои, 4% - за изнасилование, 1% - за вымогательство и бандитизм, то в 2004 г. эти цифры изменились следующим образом – 17% за убийства; 15% за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 25% - за грабежи и разбои, 4% - за изнасилование, 1% - за вымогательство и бандитизм.


Несмотря на проводимую гуманизацию режима содержания осуждённых и видимые положительные изменения в работе уголовно-исполнительной системы, не все имеющиеся проблемы удалось разрешить, кроме того, в связи с проводимыми изменениями возникают и новые сложности, требующие привлечения финансовых средств, а также внедрения новых форм работы.

В последние время улучшилось питание осуждённых и лиц, находящихся под следствием, им выдается весь перечень необходимых продуктов, согласно установленных норм. Но одним из проблемных вопросов остается вещевое обеспечение, как осужденных, так и личного состава сотрудников УИН. Выделяемых государственных средств хватает только на самое необходимое, в результате чего часть предметов, положенных по нормам, не выдается, в частности нательное белье, полотенца.

Устарело и требует замены оборудование коммунально-бытовых объектов. Финансирование минимальных потребностей учреждений УИС области на приобретение медикаментов, лекарственных препаратов и соответствующего оборудования удовлетворено только на 21,4%, приобретение вещевого имущества на 23%.


По-прежнему актуальным остаётся вопрос о создании на территории области исправительного учреждения для женщин, учитывая, что они составляют, примерно, 15-20 % от общего количества осуждённых лиц. В своих предыдущих докладах Уполномоченный по правам человека неоднократно обращался к этой теме. За прошедший период поступило значительное количество писем от осуждённых женщин и их родственников с просьбой рассмотреть возможность перевода для отбытия наказания в Липецкую область, где у многих остались семьи, малолетние дети. Одним из вариантов решения этого вопроса могло бы стать создание специального изолированного участка для отбытия наказания осуждёнными женщинами в рамках одного из действующих исправительных учреждений Липецкой области, например Усманской колонии для несовершеннолетних. Согласно ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида, осуждённые направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ. Женщины, осуждённые или проживающие в Липецкой области, направляются для отбытия наказания в Орловскую область, Республику Мордовия, а также ряд других регионов РФ. В сложившейся ситуации осуждённым женщинам, достаточно трудно поддерживать отношения с семьями, которые, как правило, имеют невысокий доход. Из-за больших расстояний затруднены организации свиданий, контакты с детьми. Между тем, по своей природе, осуждённые женщины нуждаются в гораздо более глубоких и тесных социальных связях, их наличие оказывает значительное положительное влияние на возможность вернуться к нормальной жизни после отбытия наказания.

Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает органам государственной власти Липецкой области, УИН МЮ по Липецкой области рассмотреть вопрос создания условий для отбытия наказания осуждённых женщин на территории нашей области и выработать конструктивное решение этой задачи.


Существуют определённые проблемы в медицинском обеспечении осуждённых. Число обращений по вопросам оказания медицинской помощи составило 20% от общего числа жалоб, поступивших из мест заключения. Осуждённые жаловались на то, что медицинские службы колоний не могут оказать им своевременную и квалифицированную медицинскую помощь из-за отсутствия врачей некоторых медицинских специальностей, определённых лекарств, специального медицинского оборудования.

Вот несколько характерных примеров.

В. (вх. № 73) обратился с жалобой на действия медицинских работников исправительного учреждения, которые, по его мнению, неправильно установили диагноз его болезни, не проводят необходимое лечение, не переводят на лечение в областную больницу.

С. (вх. № 159) инвалид 2 группы в настоящее время находится в туберкулёзной больнице ЮУ-323/1 и проходит курс лечения от туберкулеза. Одновременно имеет другие заболевания, по которым, как он считает, не получает медицинской помощи, неоднократно обращался с просьбой провести обследование, однако неизменно получает отказ. Просит оказать содействие в обследовании и лечении.

Р. (вх. № 165), инвалид 3 группы, находится на учете в туберкулёзной больнице в исправительном учреждении г. Усмани, инвалидность у него установлена в связи с травмой ноги, без учета туберкулеза. Считает, что ему не предоставляется медицинская помощь в полном объеме, просит оказать содействие и восстановить его права.

Л. (вх. № 305) жаловался на неоказание своевременной медицинской помощи. У него возникла опухоль на лице в районе уха, осмотревший хирург ИК-4 сказал, что необходима операция, но сделать это можно только в ИК-6 г. Липецка, однако прошло уже 4 месяца, а помощь так и не была оказана, просит принять меры.

По всем подобным жалобам осуждённых направлялись запросы в адрес начальника УИН МЮ РФ по Липецкой области с предложениями о проведении соответствующих проверок и в случае их подтверждения, устранении допущенных нарушений. По некоторым заявлениям проводились проверки с выездом на место.

Объективности ради следует отметить, что зачастую факты изложенные в жалобах лиц отбывающих наказание, не находили своего подтверждения. Тем не менее, обеспечение медицинского обслуживания осуждённых остаётся актуальной проблемой в системе исполнения наказаний Липецкой области в связи со значительным износом имеющегося медицинского оборудования и невозможностью приобретения нового из-за нехватки финансовых средств. По этой же причине существуют проблемы в приобретении лекарственных препаратов в необходимом объёме


Несмотря на то, что в 2004 г., в сравнении с 2003 г., сократилось количество осужденных, больных активной формой туберкулеза, с 332 до 214, а ВИЧ-инфицированных - со 163 до 154, эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в ИУ и СИЗО остаётся тревожной. Только в 2003 г. в СИЗО г. Ельца и Липецка поступило 92 подследственных больных туберкулезом. Для своевременного диагностирования таких больных необходимо широко использовать бактериологический метод диагностики туберкулеза. Но такой возможности в учреждениях УИН в г. Липецке и г. Ельце в настоящее время нет. В связи с этим, Уполномоченный предлагает рассмотреть и положительно решить вопрос о возможности проведения бактериологических обследований на туберкулез для подследственных - жителей Липецкой области, на базе Липецкого областного туберкулёзного диспансера и городского туберкулезного диспансера г. Ельца.

Смертность осужденных возросла с 18 случаев в 2003 г. до 23 в 2004 г.

Ежегодно в следственных изоляторах г. Ельца и г. Липецка ставятся на учет до 100 подследственных жителей Липецкой области, больных сифилисом. Причем ежегодно растет число лиц впервые выявленных, но медицинские учреждения УИС Липецкой области не имеют в своем составе серологических лабораторий по диагностике сифилиса. Учитывая актуальность проблемы борьбы с венерическими болезнями, необходимо рассмотреть и решить вопрос о возможности проведения серологических исследований на сифилис для осужденных и подследственных УИС Липецкой области на базе специализированных учреждений Липецкой области.

Ещё одной проблемой является отсутствие в ведомстве Минюста лечебных учреждений онкологического профиля. Вследствие чего медицинская служба УИН МЮ РФ по Липецкой области не имеет возможности проводить диагностику и своевременно выявлять онкологические заболевания у осужденных.


В настоящее время и сотрудники УИС Липецкой области испытывают значительные затруднения при реализации своих прав на получение медицинской помощи. Медицинская помощь сотрудникам системы исполнения наказаний оказывается только в госпитале УВД.

Сотрудники учреждений, находящихся в г. Ельце и г. Усмани, беспрепятственно получают только неотложную помощь. Для получения медицинской помощи иного рода они вынуждены выезжать в г. Липецк, в госпиталь УВД и поликлинику при нем, где отсутствуют врачи ряда узких специальностей и аппаратура для определенных лабораторных и инструментальных исследований.

Эта проблема уже на протяжении ряда лет находится на контроле в Министерстве юстиции РФ, жалобы на нерешённость вопроса по обеспечению сотрудников системы исполнения наказаний полисами медицинского страхования поступают практически из всех субъектов федерации, но до сих пор со стороны министерства не предпринято конкретных шагов по разрешению сложившейся ситуации, попытки решения вопроса на местном уровне, конечно же, не являются выходом в сложившейся ситуации. В результате, многие сотрудники УИС не могут получить полноценной квалифицированной медицинской помощи по месту своего жительства и службы.


Наряду с перечисленными общими проблемами исправительных учреждений системы исполнения наказания, находящимися на территории Липецкой области, отмечены и факты нарушения прав осуждённых сотрудниками УИС.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился осуждённый П. (вх. № 358) с жалобой на действия администрации ЮУ 323/6, сотрудники колонии отказывались сообщить ему дату отправления и исходящий номер его корреспонденции (искового заявления в суд и жалобы прокурору по надзору за ИУ), а также не предоставляет ему для ознакомления некоторые нормативные документы, в частности Трудовой кодекс РФ.

Усматривая в данном случае нарушение ст. 24 Конституции РФ, которая обязывает должностных лиц органов государственной власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, Уполномоченный обратился по данному вопросу к помощнику начальника УИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. После согласования с администрацией колонии осуждённому П. были предоставлены исходящие номера и даты отправления его жалоб в суд и прокуратуру, а так же Трудовой кодекс РФ.


К Уполномоченному по правам человека обратилась мать осуждённого К. (вх. № 461) с жалобой на действия сотрудников ЮУ-323/5, где отбывает наказание ее сын. По утверждению заявительницы, сына незаконно помещали в штрафной изолятор за его жалобы и обращения в различные инстанции, осужденный дважды наносил себе телесные повреждения, объявлял голодовку.

Для изучения ситуации, сложившейся в исправительном учреждении, Уполномоченным по правам человека был направлен консультант аппарата Уполномоченного, который, совместно с помощником начальника УИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе провёл проверку фактов, указанных в жалобе.

По материалам изученного личного дела выяснилось, что осуждённый К. характеризовался как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Меры взыскания к осуждённому за допущенные им нарушения применялись правомерно, в строгом соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) (ст.115-117).

После личной беседы с осуждённым К. были получены его устные жалобы на раннее время прогулок и периодическую трансляцию в штрафном изоляторе, по общему громкоговорителю, симфонической музыки. В ходе проведённой проверки ШИЗО данные факты подтвердились. По правилам распорядка дня в штрафном изоляторе и помещениях камерного типа время прогулки было установлено 5.15–6.45, что связано с объективными обстоятельствами организации службы в колонии (администрации колонии пришлось составить такое расписание из-за нехватки сотрудников и требований обеспечения безопасности). Несмотря на объективные причины, администрации исправительного учреждения было указано на необходимость изменения времени прогулок – начинаться они должны не ранее 6 часов утра (в соответствии с законодательством, дневное время установлено с 6.00 до 22.00, ночное с 22.00 до 6.00).

По вопросу периодической трансляции симфонической музыки администрации колонии было указано на необходимость оборудования камер ШИЗО радиодинамиками с регулятором громкости и возможностью их отключения.

Следует отметить, что подобные формы воздействия на осуждённых могут расцениваться в соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод как «бесчеловечное и унижающее достоинство человека обращение или наказание», со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По информации, полученной из Управления исполнения наказаний, указанные нарушения были незамедлительно устранены.


При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. В то же время, осуждённые не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Задачами системы исполнения наказаний являются не только осуществление порядка и условий отбытия наказаний, но и охрана прав осуждённых, их свобод и законных интересов, а также оказание помощи в социальной адаптации. Ситуация с обеспечением прав осуждённых на территории Липецкой области меняется к лучшему, но приведённые в данном разделе доклада примеры показывают, что по-прежнему остаётся достаточное количество проблем, требующих своего решения по различным вопросам жизни и быта лиц, отбывающих наказание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Права человека в настоящее время являются одним из важнейших императивов как международной, так и внутригосударственной политики. Их соблюдение и защита является своеобразным критерием, который показывает «зрелость» государства в отношении демократических и гуманитарных ценностей.

Соблюдение прав и свобод человека не только способствует раскрытию потенциала личности, её самосовершенствованию, но и, в конечном итоге, укреплению государства. Партнёрские отношения общества и власти, развитые институты гражданского общества являются непременными условиями цивилизованного разрешения политических и социальных конфликтов с учётом противоречивых и разнонаправленных групповых интересов, достижения и поддержания гражданского мира и социального согласия в обществе.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина - высшая ценность демократического правового государства. Они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека являются естественным общественным регулятором государственных интересов, они должны определять настоящую и перспективную государственную политику всех субъектов Российской Федерации, в том числе и Липецкой области.


В докладе по итогам третьего года деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области затронуты наиболее актуальные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Доклад не претендует на полное и всестороннее изложение правозащитной ситуации в регионе, он основан на обобщении и анализе только тех фактов, с которыми Уполномоченный и сотрудники аппарата столкнулись в течение года в своей работе.

Данный доклад, пусть не в полной мере, но отражает нашу действительность. В основе его материалов использованы обращения и жалобы жителей области, которых, что называется, сама жизнь заставила искать помощи у Уполномоченного. Их рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что нарушения конституционных прав граждан, по-прежнему, остаются достаточно распространенным явлением.

В ряде случаев наличие этих нарушений обусловлено объективными причинами, характерными для государства и общества в целом, и связанными, прежде всего, с отсутствием или некоторой неопределенностью законодательной базы, регламентирующей порядок реализации прав граждан, определенных Конституцией Российской Федерации

На объективные причины нарушений законных прав и интересов граждан накладываются факторы субъективного порядка. Как и ранее это ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей ввиду либо слабого знания ими законодательства, либо прямого игнорирования требований закона под предлогом невозможности или «нецелесообразности» его исполнения. Некоторые государственные органы и учреждения, их должностные лица не всегда и в не полной мере осознают, что защита, обеспечение и отстаивание прав и свобод человека и гражданина должны составлять основу их повседневной деятельности, что им самим необходимо инициировать защиту и восстановление прав и свобод человека. Наблюдаются и случаи безнаказанности или корпоративности в оценке деятельности работников, допустивших в отношении граждан действия, несовместимые с требованиями законодательства. Нередко, в основе нарушений прав человека лежит правовой нигилизм и правовое невежество как тех, кто нарушает права человека, так и тех, чьи права нарушаются. В то же время, низкая правовая грамотность подавляющей части населения, порождает его бессилие перед произволом должностных лиц.

Уполномоченный по правам человека считает, что работа по обеспечению и защите конституционных прав граждан - это не только задача Уполномоченного, но и других организаций и ведомств. Отношения с ними строились, и будут строиться, как и прежде, на конструктивной основе, базироваться на точных выводах и оценках состояния правозащитной ситуации, уважительном отношении к правам и свободам человека и гражданина.


Уполномоченный по правам

человека в Липецкой области В.А.Бородин





prikaz-ot-rassmotreno-i-prinyato-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta.html
prikaz-ot-sentyabrya-2009-g-rabochaya-programma-po-matematike-na-2009-2010-uchebnij-god.html
prikaz-ovnesenii-izmenenij-v-prikaz-ot-19-marta-2008g-.html
prikaz-p-volokonovka-ot-06-aprelya-2012g-133-opromezhutochnoj-attestacii.html
prikaz-po-moskovskomu-gosudarstvennomu-universitetu-ekonomiki-statistiki-i-informatiki.html
prikaz-po-mou-ostashkovskij-metodicheskij-kabinet-g-ostashkov-tverskaya-obl.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-letnego-otdiha-obichno-nachinaet-volnovat-menya-gde-to-s-vesni-on-to-est-vopros-konechno-s-radostyu-privyazalsya-bi-ko-mne-eshe-zimoj-a-to-i-osenyu-no-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-snizheniyu-shuma-v-aeroportah-mezhdunarodnij-opit.html
  • tasks.bystrickaya.ru/314-kontaktnaya-informaciya-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gorno-metallurgicheskaya-kompaniya-norilskij-nikel.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-stranica-25.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-poslednie-godi-sistema-voennogo-obrazovaniya-sushestvenno-usovershenstvovalas-i-pozvolyaet-sejchas-vmeste-s-polucheniem-voennogo-obrazovaniya-poluchit-i-vostrebov.html
  • write.bystrickaya.ru/globalnaya-energeticheskaya-bezopasnost-evrazijskij-aspekt.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektronnie-promishlennie-ustrojstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/interfaks-moskva-17112008-investicii-v-osnovnoj-kapital-v-kazahstane-za-10-mesyacev-virosli-na-76.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-predstavlenie-ob-operacionnoj-sisteme-unix-predislovie.html
  • exam.bystrickaya.ru/voennaya-tematika-v-sovremennoj-rajonnoj-geraldike-moskvi.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya-uchebno-metodicheskij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/643-testirovanie-i-otladka-6-razrabotka-prilozhenij-v-microsoft-office.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-upravlenie-v-informacionnih-setyah-na-temu-treh-mashinnij-kompleks-dlya-issledovaniya-vremeni-generacii-.html
  • control.bystrickaya.ru/elektricheskij-papa-avtomobilya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valentin-rasputin-proshanie-s-materoj-stranica-21.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/noch-lavra-rasskaz-ortnera.html
  • desk.bystrickaya.ru/okazanie-podderzhki-osushestvleniyu-a-storona-predstavlyayushaya-doklad.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-finansov-predpriyatij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-syllabus-disciplina-sovremennie-konflikti-i-metodi-ih-uregulirovaniya-specialnost-050202.html
  • education.bystrickaya.ru/2-upravlenie-kachestvom-visshego-obrazovaniya-bibliograficheskij-ukazatel-5-korpus-komnata-221.html
  • teacher.bystrickaya.ru/god-uchitelya-urok-v-tatyanin-den-itak-ona-zvalas-tatyanoj-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/recept-prigotovleniya-kak-za-30-dnej-stat-na-put-hozyaina-svoej-zhizni.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-6-ya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-bezopasnost-bolshogo-goroda.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontaktnij-adres-i-telefoni-fakultet-lingvistiki-i-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-plan-upravleniya-riskami-biznes-plan-kommercheskogo-banka-leks-bank-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-administrativnih-reglamentov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhimoe-kataloga-gostiizolyaciya-elektronnaya-biblioteka-energetika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-moskva-2006-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/99-stimulirovanie-prodazh-marketing.html
  • control.bystrickaya.ru/devyataya-vserossijskaya-mediko-biologicheskaya-konferenciya-molodih-issledovatelej-stranica-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-27-na-drugoj-den-vikont-de-brazhelon-ili-desyat-let-spustya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-skazka-dlinoyu-v-den-23-dekabrya-25-dekabrya-2011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovoditel-shh-zaripov-programma-itogovoj-konferencii-kazanskogo-privolzhskogo-federalnogo-universiteta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospitanie-scenicheskoj-svobodi-uchebnoe-posobie-obobshaet-opit-raboti-so-studentami-po-akterskomu-i-rezhisserskomu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-blm-zhne-ilim-ministrlg-amola-oblisini-blm-basarmasi-astrahan-audanini-blm-blm.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.