.RU

Предмет эстетики, его сущность и содержание

Оглавление

Введение. 3

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание. 5

1.1. Термин "эстетика". 5

1.2. Формулировка предмета эстетики. 5

1.3. Универсальность мышления в образах. 6

1.4. Сущность эстетического воспитания. 6

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики. 9

2.1. Специфика искусства как предмета эстетики. 9

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. 9

2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. 11

Заключение. 14

Литература. 15

Введение

Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность.

Сам термин "эстетика" (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 17501758 г. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина. Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства, предметом которого он также считал прекрасное. Эти идеи посвоему развивали затем Кант, Гегель и множество других философов, мыслителей, ученыхэстетиков, доведя в конце концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих концепцию Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные исходные положения немецкого философа. Тем не менее, именно ему принадлежит честь открытия и легитимации науки эстетики.

Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание 1.1. Термин "эстетика"

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.

К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

1.2. Формулировка предмета эстетики

Автор трактата "О возвышенном" предлагал, прежде определить предмет и указать способы, помогающие им овладеть.[[1] ] Задача эта трудновыполнима. Любая наука, в том числе эстетика, "не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней".[[2] ] Определение предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье - цель медицины, а ее предмет - и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

1.3. Универсальность мышления в образах

Когда художник встречается со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятельность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией - на помощь приходит эстетика. Согласно Псевдолонгину - автору трактата "О возвышенном" успех художника обусловлен "силой дарования" и "знанием правил"; высокое искусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совершенствующей мастерство.

Эстетика - и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Художественная концепция мира - не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция эстетики, направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, определяет особенности видения мира и отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого дает эстетика.[[3] ]

1.4. Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В повседневном труде общении с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое, учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". Речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики 2.1. Специфика искусства как предмета эстетики

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура, как культура массового общества (Х.Ортега-и-Гасет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека.

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики

Универсальный характер эстетической деятельности наглядно проявляется в таких ее формах, как дизайн, организация окружающей среды, массовые зрелища и т. п. Есть необходимость эстетически осмыслить назначение и роль их в жизни общества и это требует новых теоретических категорий для их определений, В частности, перед эстетической наукой стоит задача идентификации таких понятий, как целесообразность, предмет деятельности и ценность как ее специфический продукт, технические средства, синтез и полисинтез как феномен современной художественной культуры и др. Одновременно, анализ эстетических явлений в структуре деятельности предоставляет возможность содержательного уточнения некоторых традиционных для эстетики понятий и категорий, в частности, таких, как «эстетический идеал», «эстетическая ценность», «эстетическое отношение» и др. Эстетическое познание проявляет свою творческую природу прежде всего в раскрытии закономерностей исследуемой предметной области. Жизнь общества и человека находится в постоянном изменении и развитии. В этом процессе обнаруживаются новые аспекты взаимосвязи человека и природы, личности и коллектива, труда и культуры. Часто это оказывает большое воздействие на характер деятельности людей и образ их жизни, на всю структуру искусства и его отношение к культуре в целом. При этом происходит расширение сферы эстетических переживаний, появляются новые направления активности эстетической деятельности людей. Неимоверно возрастает роль и значимость эстетической культуры общества и каждого человека в отдельности. Эстетическое знание, таким образом, востребовано самой жизнью, необходимостью проникновения в суть, возникающих в соответствующей сфере действительности, явлений, выявления их функций, определения условий, механизмов и средств реализации эстетического потенциала общества и личности.


professionalnij-cikl-magisterskaya-programma-po-otechestvennoj-istorii-uchebnaya-programma.html
professionalnij-inostrannij-yazik.html
professionalnij-licej-23-politehnicheskij-g-samari.html
professionalnij-portret-uchitelya-istorii-posobie-adresovano-studentam-istoricheskih-fakultetov-i-uchitelyam-istorii.html
professionalnij-soyuz-rabotnikov-informacionnij-byulleten-profsoyuza-688-2008-g.html
professionalnij-soyuz-rabotnikov-neftyanoj-gazovoj-otraslej-promishlennosti-i-stroitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-organizaciya-specializirovannoj-medicinskoj-pomoshi-metodicheskoe-posobie-po-organizacii-medicinskogo-obespecheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-otchet-54-s-3-ch-20-ris-1-tabl-19-istochnikov-1-pril.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-osobennosti-povedeniya-muzhchin-i-zhenshin-evgenij-pavlovich-ilin.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemislimim-raznoobraziem-edi-8oj-e-ookz-satez-gippu-es-tsgschap1-ket.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-beznalichnih-raschetov-i-usloviya-ih-primeneniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-5-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-obshaya-i-tamozhennaya-statistika-uchebno-metodicheskij.html
  • studies.bystrickaya.ru/diffuzionnij-so2-lazer-s-vche-razryadom.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-gendernaya-identichnost-bbk-88-373.html
  • writing.bystrickaya.ru/italyanskie-blyuda-na-osnove-makaronnih-izdelij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matematika-byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2003-goda-kazan.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-organizacii-gazovoj-sluzhbi-teplovih-elektrostancij-i-kotelnih.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yunij-borec-za-trezvost-tema-1.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mirovoj-rinok-zolota-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/myasnie-konservi-i-sushka-myasa.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-i-i-slovar-dictionary-termini-i-sokrasheniya-razdel-1.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-razvivayushih-igr-i-tvorcheskih-zadanij-na-urokah-okruzhayushego-mira-ih-rol-v-formirovanii-poznavatelnih-interesov-mladshih-shkolnikov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-himicheskih-i-biologicheskih-svojstv-guminovih-kislot.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnie-polnomochiya-glavnogo-rasporyaditelya-rasporyaditelya-byudzhetnih-sredstv-federalnij-zakon.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-materialov-123242-rossiya-g-moskva-ul-barrikadnaya-19-korp-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-elementarnaya-fizika-ftd-02-specialnost-fizika-napravlenie-032200-050203-65.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-centr-sistemnih-i-regionalnih-issledovanij-i-prognozirovaniya-ippk-yufu-i-ispi-ran.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-fas-dalnevostochnogo-okruga-ot-19-07-2011-f03-29552011.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-kollegii-kontrolno-schetnoj-palati-kaluzhskoj-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vlast-i-biznes-gazovayalent-a-monitoring-rossijskoj-i-tatarstanskoj-pressi-8-13.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-obshestvo-kak-obemlyushaya-socialnaya-sistema-pod-redakciej-a-f-filippova-moskva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-problema-granici-mezhdu-chelovekom-i-zhivotnim-v-b-avdeev.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-psihologiyani-oitu-dstemes.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetom-direktorov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-salyut-energiya-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-21-antikancerogennoe-dejstvie-efirnih-masel-v-v-nikolaevskij-glava-fizicheskaya-harakteristika-efirnih-masel.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotacii-rabochih-programm-disciplin-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-podgotovki-230700-prikladnaya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-sistem-bezopasnosti-ispolzuyushih-gsm-kanali.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-radio-10-mayak-14-10-2004-novosti-19-00-00-bistrov-ruslan-novosti-16.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gorshkova-nadezhda-alekseevna.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.