.RU

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июля 2009 года №333 Об утверждении Типовых специальных общеобразовательных учебных программ   - страница 10



 

Утверждены

приказом Министра

образования и науки

Республики Казахстан

от 8 июля 2009 года № 333

 

 

Типовые

специальные образовательные учебные программы

по русскому языку

 

Для детей с нарушением интеллекта с русским языком обучения

 

 

^ Пояснительная записка

 

Русский язык во вспомогательной школе занимает ведущее место в системе учебных дисциплин: он является не только предметом изучения, но и средством обучения всем другим дисциплинам, постоянным средством воспитания детей на уроках и во внеурочное время. Язык является основным средством познания окружающего мира и интеллектуального развития детей, средством формирования личности ученика. Исключительно важна коррекционная роль языка в нормализации мышления ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в развитии его коммуникативных умений и формировании положительных личностных качеств.

Обучение русскому языку во вспомогательной школе обеспечивает практику общения учащихся в устной и письменной форме в различных ситуациях. Важно не то, что ученик знает о русском языке, а то, как он может пользоваться языком в повседневной жизни для удовлетворения своих нужд и потребностей. Поэтому основной целью обучения русскому языку во вспомогательной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Во вспомогательной школе обучение русскому языку носит элементарно практический характер и направлено на решение следующих задач: научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; повысить уровень общего развития учащихся; развивать нравственные качества школьников.

Специальной задачей обучения русскому языку во вспомогательной школе является коррекция речи и мышления умственно отсталых школьников.

Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого развития детей, поскольку основная цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Развитие связной речи детей – одна из основных целей обучения русскому языку. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребят свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления, проводятся упражнения на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с-ш, с-з, р-л и др), на соотнесение звуков и их графических обозначений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями.

Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

Программа реализует 10 образовательных этапов. В основе ее построения лежит принцип концентричности.

Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы:

подготовка к обучению чтению и письму – 1 этап;

обучение грамоте – 2 этап;

чтение и развитие речи – 3 – 10 этапы;

грамматика, правописание и развитие речи – 3 – 10 этапы.

Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи.

Важное значение имеет практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков.

Изучение грамматических, орфографических и стилистических закономерностей подчиняется практическим целям овладения речью. Реализация этих целей предполагает, что законы языка усваиваются учащимися вспомогательной школы в тех пределах, которые необходимы для совершенствования их речевой практики.

Курс грамматики во вспомогательной школе - это практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, обучение учащихся понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

Обучение должно строиться на всестороннем изучении каждого ребёнка, его личностных достижениях и возможностях. Для этого предусмотрена Карта достижений, которую педагог должен вести на каждого ученика и класс в целом.

Педагог должен работать в тесном контакте с логопедом школы, хорошо знать своих учеников, принимать участие в логопедическом обследовании и вместе с логопедом обсуждать и планировать программу развития каждого ученика. Педагог должен чётко поставить перед собой цель социального развития класса и учащихся, весь процесс обучения направить на достижение этой цели.

Учитель вправе сам выбирать материал из предложенной программы, его последовательность, количество часов, усложнять или упрощать его, в зависимости от состава класса и возможностей его учеников (особенно это касается материала по развитию связной письменной речи). Целесообразно выделить один час в неделю или в месяц (на усмотрение учителя) для уроков по развитию связной письменной речи из уроков русского языка. Можно ставить сдвоенные уроки русского языка, особенно в старших классах, проводить интегрированные уроки.

При подборе материала, необходимо помнить о межпредметных связях уроков русского языка с такими уроками, как культура поведения, социально-бытовая ориентация, трудовое обучение, чтение и другие.

В курсе русского языка предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется в ходе устного и письменного опроса, проверки домашних заданий; на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы, а также в ходе участия детей в открытии нового знания.

Для тематического контроля предназначены проверочные работы, тесты. Их количество определяется количеством крупных тем в курсе каждого этапа.

Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа.

Формы итогового контроля – контрольное списывание, контрольный диктант. Количество контрольных диктантов определяется количеством тем на каждом этапе.

Учитель сам должен определять вид итогового контроля в зависимости от состава класса и возможностей каждого ученика.

 

 

Программа

 

Первый этап

^ Подготовка к обучению грамоте

 

Чтобы обучение было успешным необходимо решить на подготовительном этапе следующие задачи:

первичное изучение детей, поступающих в школу (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками); развитие интереса к обучению; воспитание навыков речевого общения; развитие фонематического слуха; отработка произносительной стороны речи; формирование зрительного и пространственного восприятия и представления; коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму; формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

выполнение простых поручений по словесному заданию учителя; выражение своих просьб и желаний; называние игрушек, предметов и характеристика их по основным свойствам; классификация предметов и подбор обобщающих слов; полные ответы на вопросы; слушание сказок, пересказ и рассказ сказок; ответы на вопросы по прослушанному произведению; разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.

:слушать звуки, прислушиваться. Различать звуки окружающей среды; соотносить игрушку, картинку и слово, понятие «слово»; условно-графическая запись слов под картинкой и «чтение» их; понятие «предложение», условно-графическая схема предложения; составление предложений на заданную тематику по картине, по схеме; деление предложений на слова; чёткое произнесение всех звуков; звуки гласные и согласные; выделение предложенного звука из ряда звуков; выделение звука из слова и определение его местонахождение (в начале слова, середине, конце); подбор слов на заданный звук с опорой на наглядность; знакомство с условно-графическим обозначением звуков; обозначение гласных и согласных звуков; понятие «слог»; деление слов на слоги и запись с помощью условно-графической записи; плавное проговаривание слов по слогам.

Подготовка к письму: правильная посадка при письме, расположение тетради; правильное держание карандаша, ручки; письмо мелом на доске и ручкой и карандашом на листе бумаги; письмо горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий; обводка по трафарету и раскрашивание; штриховка; письмо основных элементов рукописных букв: прямая палочка в соединении с наклонной; прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал, палочка с петелькой; выполнение бордюров из усвоенных элементов букв.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках; названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький); свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей и ближайших родственников; свой домашний адрес; наизусть 4 - 5 коротких стихотворений или четверостиший.

Учащиеся должны уметь: отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной сюжетной картинке; :связно высказываться по несложной сюжетной картинке; правильно произносить все поставленные звуки; выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; правильно держать карандаш, владеть орнаментальным рисованием.

 

 

^ Второй этап

 

Обучение грамоте

 

Добукварный период:

Подготовка к чтению:

Слушать звуки, прислушиваться. Различать звуки окружающей среды.

Соотносить игрушку, картинку и слово. Понятие «слово». Условно-графическая запись слов под картинкой и «чтение» их. Понятие «предложение», условно-графическая схема предложения. Составление предложений на заданную тематику по картине, по схеме. Деление предложений на слова. Чёткое произнесение всех звуков. Звуки гласные и согласные. Выделение предложенного звука из ряда звуков. Выделение звука из слова и определение его местонахождение (в начале слова, середине, конце). Подбор слов на заданный звук с опорой на наглядность. Знакомство с условно-графическим обозначением звуков. Обозначение гласных и согласных звуков. Понятие «слог». Деление слов на слоги и запись с помощью условно-графической записи. Плавное проговаривание слов по слогам.

Подготовка к письму:

Правильная посадка при письме, расположение тетради. Правильное держание карандаша, ручки. Письмо мелом на доске и ручкой и карандашом на листе бумаги. Письмо горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий. Обводка по трафарету и раскрашивание. Штриховка. Письмо основных элементов рукописных букв: прямая палочка в соединении с наклонной; прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал, палочка с петелькой. Выполнение бордюров из усвоенных элементов букв.

Букварный период:

1-й этап – изучение звуков и букв: А,У,О,М,С,Х

Выделение изучаемого звука из слова, определение его местонахождение. Правильное и отчётливое произношение этого звука. Характеристика изучаемого звука и обозначение его графически. Образование из усвоенных звуков и букв слов: ау, уа, ум и чтение их. Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов из этих звуков и букв после сравнительного анализа. Составление и чтение слов из этих слогов. “Печатание” изученных букв. Письмо строчных изученных букв и прописных букв М, С.

Соотнесение изученных звуков с буквами, нахождение их в кассе букв. Определение место звука в слове и обозначение его. Образование и протяжное и слитное чтение открытые и закрытые двух звуковых слогов из изученных звуков.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (мы-ла). Письмо изученных строчных и прописных Ш, Л, А,Х, Н, Р после анализа. Подбор слов с заданным звуком и определение места этого звука в слове. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящие из двух слогов. Письмо под диктовку изученных букв, слогов после предварительного буквенного анализа.

2-й этап – повторение пройденных звуков и букв и изучение новых Ш, Л,Н, Ы, Р

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов, после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале. в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух - трех слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, э, ж, и, б, л.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, п, ч, щ, ф, э, ъ

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех - четырех слов. Прописная буква в именах людей. (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух - трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех - четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

 

Устная речь

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке;

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать: наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученные с голоса учителя.

 

 

^ Третий этап

 

Русский язык

 

Повторение

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение. Ударение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной Э. Слова с буквами И и Й, их различение.

Слова с гласными И, Е, Ю, Я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно-сходные (р-л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ю, Я.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными Ь и Ъ.

Слово

Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол-столы; рама-рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул - спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан - кружка; кушетка — диван); умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушки, одежда, обувь и другие слова); большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Предлог

Знакомство с предлогом как отдельным словом ( в, на, из, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения:

закончить начатое предложение; составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложений из текста; написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Письмо и чистописание:

Письмо строчных и прописных букв, слов. Составление и запись слов под картинками. Списывание с рукописного и печатного текстов. Письмо под диктовку букв, слов, простых по структуре предложений. Письмо слов с пропущенной буквой. Запись слов на определённую букву. Письмо зрительных, слуховых и объяснительных диктантов.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны знать: отличие гласных и согласных звуков; «Что первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка».

Учащиеся должны уметь: анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

 


prihod-igroka-v-komandu-sovershennoletie.html
prihod-vesni-testi-po-grammatike-russkogo-yazika-kontrolnie-raboti.html
prihodno-rashodnaya-kniga-zhizni-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva-stranica-8.html
priiskov-melnikov.html
prika-z-30-dekabrya-2014-g-386-moskva.html
  • composition.bystrickaya.ru/odinochestvo-maga-tom-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geopolitika-chast-6.html
  • control.bystrickaya.ru/dglas-prestn-linkln-chajld-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-kommercheskogo-banka-chast-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vana-tallin-valerij-zelenogorskij.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-alhimii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agrarnie-programmi-politicheskih-partij-v-nach-xx-v-1-politicheskaya-i-socialno-ekonomicheskoj-obstanovka-v-strane.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-profilaktiki-adaptacionnih-konfliktov-studentov-pervokursnikov-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/93-naimenovanie-i-tehnicheskie-harakteristiki-tovara-po-lotu-3-tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-nachalnik-otdela.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-dannogo-rukovodstva-tom-1-rukovodstvo-aidspan-k-1.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-pochvovedeniyu-napravlenie-podgotovki-021900-pochvovedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-ministerstvo-yusticii-chuvashskoj-respubliki-gosudarstvennie-funkcii.html
  • crib.bystrickaya.ru/kachestvo-znanij-uchashihsya-po-klassam-obrazovatelnaya-programma-maou-sosh-g-zelenogradska-na-2011-2012-uchebnij.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-posvyashennih-67-j-godovshine-pobedi-sovetskogo-naroda-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-godov-data.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-opublikovannih-rabot-po-teme-dissertacii-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-nauk.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-glove-after-rujoyce-posobie-po-domashnemu-chteniyu-moskva.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-030300-68-psihologiya.html
  • university.bystrickaya.ru/ferr-g-f43-antistalinskaya-podlost-grover-ferr1-stranica-32.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-specialnost-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshij-kurs-zheleznih-dorog-sgr-plahov-g-n-himiya-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnij-reestr-pravovih-aktov-respubliki-belarus-2006-g-92-522424-opublikovan-19-iyunya-2006-g-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospitatelnij-chas-na-temu-otnoshenie-molodezhi-k-gendernim-problemam.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/toni-kliff-otvetil-na-eti-i-drugie-voprosi-40-let-nazad-kogda-on-napisal-etu-knigu-stranica-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nils-goran-olve-zhan-roj-magnus-vetter-izdatelskij-dom-vilyame-moskva-sankt-peterburg-kiev-2004-bbk-88-5-ya-75-0-56-stranica-10.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-na-8-marta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/remeslo-dovlatov-stranica-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-moloka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/533-pervaya-pomosh-pri-travme-oporno-dvigatelnoj-sistemi-yu-a-dubchenko-2011g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-gazodobivayushej-i-gazotransportnoj-strategii-gazproma-budet-podgotovlen-k-letu-gref.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tver-v-xiii-xv-vekah-07-00-06-arheologiya.html
  • bystrickaya.ru/znakovo-simvolicheskie-funkcii-kostyuma-v-istorii-kulturi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-rinka-cennih-bumag-v-rossii-po-kursu-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-10-sravnitelnaya-harakteristika-psihologii-nekotorih-narodov-dalnego-zarubezhya.html
  • esse.bystrickaya.ru/puchkov-duchastie-rossijskih-kommercheskih-bankov-v-investicionnom-processe.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-god-garantirovannie-nomera-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.