.RU

Приложение 1 - Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины)...



Приложение 1.


^ КЛЯТВА ГИППОКРАТА


Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей, Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему и его нуждам; его потомство считать своими братьями и его искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою, по закону медицинскому, но никакому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении же и без лечения я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.


Из «Сборника Гиппократа»


Приложение 2.

Абу Али ибн Сина


^ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНЫ

Медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». Отвечаем: медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи.

В медицине есть теоретическое и практическое, то под этим подразумевается: каждая из двух частей медицины — наука, одна из них — это наука об основах медицины, а другая —о том, как ее применять. Первой присвоено название науки или теории, а второй — название практики.

Под теорией медицины понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур.

Под практикой в медицине понимаем не только практическое действие, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает совет, который связан с изложением сущности процедуры.

В медицине говорится, что к опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разго­няющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.

Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три сос­тояния: здоровье, болезнь и третье состояние—не здоровье и не болезнь». Слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали.

Ибо здоровье — это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки.

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи достигается через познание ее причин; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни.

В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал.

Причины, бывают четырех разновидностей — материаль­ные, действенные, формальные и конечные. Материальные причи­ны — это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки, еще более отдаленная — элементы.

Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию.

Действенные причины изменяют состояние тела человека. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.

Формальные причины — натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.

Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы.

Таково содержание врачебной науки, она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет.

С точки зрения сохране­ния здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, пра­вильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой. Все это у врачей приме­няется в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоро­вых, больных и средних.

Медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами.

Некоторые из этих вещей [врачу] следует представлять себе только по существу, и подтверждать их тем, что это вещи общепризнан­ные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве.

Вещи, которые врач должен представлять себе сводятся к совокупности: что элементы существуют и их столько; что натуры существуют; что соки существуют, представляют собой то-то.

А органы и их полезные функции врач должен позна­вать при помощи внешних чувств и анатомии.

Врач обязан и представлять себе, и доказывать болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье.

Врач обязан дать доказательства тех вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность. Если врач не в состоянии решительно доказать [свои положения], то получится порочный круг.


«^ Канон врачебной науки» (извлечения)


Приложение 3

Клавдий Гален

О назначении частей человеческого тела.

У всех тело приспособлено к привычкам и к способностям. Человеку, существу одаренному разумом она дала руки, — орудие, необходимое, чтобы выполнять всякого рода работы, пригодные во время мира, не менее чем во время войны. Своими руками человек ткет для себя плащ, плетет сети, выделывает верши, нитки, сетки, поэтому он является господином не только тех животных, которые живут на земле, но и тех, которые обитают в море или о воздухе. Но человек, созданный столь­ко же для мира, сколько и для войны, своими руками написал законы, воздвиг в честь богов алтари и статуи, выстроил корабли, создал флейту и лиру, изготовил ножи и клещи, создал инструменты для всех искусств, в своих письменных произведениях он оставил записи о теории этих искусств.

Таким образом, как человек — самое разумное из всех живых существ, так и его руки являются орудием, соответствующим мудрому существу.

Поскольку у человека тело лишено орудия (для самозащиты), постольку он получил руки, чтобы восполнить безоружность своего тела и разум взамен отсутствия прирожденных искусств в его душе, пользуясь всем этим он всячески вооружает и защищает свое тело; он украшает свою душу всеми искусствами.

Исследуем эту часть человека и посмотрим, только ли рука полез­на ему и подходяща для существа, одаренного мудростью, не имеет ли она во всех мелких своих частях такое устройство, что если бы она была устроена иначе, это не было бы лучше. Первое и главнейшее условие для органа, устроенного в качестве орудия для хватания, это — иметь возможность легко брать все предметы, какой бы формы или какой бы величины они ни были. Рука может легко охватывать предметы, гораздо более объемистые, чем она сама, равно и прекрасно схватывать маленькие предметы. …

Строение руки совершенно для того, чтобы крепко схватить как большие, так и маленькие предметы; и чтобы иметь возможность хватать предметы различной формы очень крепко, рука раз­делена так, чтобы выполнять эту задачу… Руки обращены одна к другой и их строение абсолютно одинаково, это подходит для органов, которые должны действовать одинаковым образом. …

Крупные части тела живого существа руки, ноги, глаза, язык, созданы в интересах общих функций живого существа. Части более маленькие, являются частями вышеназванных частей, содействуют выполнению действия всего органа; например глаз, являясь органом зрения, составлен из многих частей, которые все согласно действуют выполнению одной функции зрения: одни, — при помощи которых мы видим, другие, — без которых невозможно видеть, иные, которые позволяют нам лучше видеть. То же мы находим и для всех других частей, как-то: живот, рот, язык, ноги, наконец, руки. Очевидно, что они были созданы, чтобы быть орудием хватания, форма и величина всех частей, которые входят в их состав, таковы, что они помогают выполнению единого действия всего органа.

Объясним строение руки. Почему рука разделена на пальцы, и почему большой палец был противопоставлен остальным четырем. Для того чтобы пальцы мог­ли отделяться один от другого,— расположение, удобное,— было создано разделение пальцев.

Так как хватание есть назначение руки, то главнейшей частью для выполнения этой функции будет тa часть, благодаря которой рука движется. Если движения произвольные, то мышца будет первым органом движения для руки. Все остальные части созданы — одни для того, чтобы функции выполнялись лучше других, третьи чтобы быть защитой для всех других.

Ногти созданы для лучшего выполнения функции, и без них рука не могла бы, как она делает это теперь схватить все возможные предметы так хорошо, как теперь. Ногти определенной твердости. Заботясь об их целости, природа сделала их умеренно твердыми, чтобы ничего не вредило их полез­ному применению, чтобы сами они не могли легко потерпеть какого-либо повреждения. …

Часто нет необходимости в том, чтобы все суставы были согнуты или вытянуты, тогда мы вытягиваем только первый сустав, или второй или третий. Крайняя степень сгибания и разгибания не допускает деления на большее или меньшее, но промежуточные движения дают непреодолимое количество положений

Таким образом, как следствие такого строения, пальцы принимают не только шесть положений, а бесконечное количество.

Вернемся к природе суставов и костей пальцев. Действительно, нам необходимы кости, чтобы оказать твердую поддержку при выполнении функций пальцев и что их должно быть много, чтобы отвечать многообразию их движений. Трех костей достаточно для многообразия движений и для того, чтобы избежать излиш­ней легкости сгибания.

Что касается величины, кость, помещенная первой, должна быть более длинной, чем та, которая следует за ней; первая — поддерживает, вторая — поддерживается. Выше было указано, что оконечности пальцев должны быть очень маленькими и округлыми.

Для этого необходимо всегда, чтобы вторая косточка была меньше первой. Каждая косточка является совершенно выпуклой только с внешней стороны.

Своей внутренней стороной пальцы давят, мнут и хватают все предметы; внешней стороной пальцы не делают ничего; поэтому эта сторона требует такого строения, которое единственно могло бы хорошо защищать от всякого повреждения.

Взаимное сближение пальцев внутренними сторонами предохраняет их от всякого повреждения, и когда они соприкасаются, не должны оставлять промежутка между собой.

Способ сочленения костей замечателен: каждый из пальцев состоит из трех не соединенных костей, как дверные ручки каждый сустав представляет собой выпуклость, входящую в углубление.

Так как вследствие такого строения все же существовала опасность большей затрудненности движений и надлома выпукло­стей костей, природа изобрела двойное средство против подоб­ного неудобства. Она покрыла обе кости хрящом, затем увлажнила эти хрящи жирной, вязкой жидкостью, похожей на масло, вследствие чего всякое движение и сочленении костей может происходить легко, не подвергаясь опасности надлома.

Мастерства природы, состоящего в том, чтобы снабдить сочленения хрящевой каймой бровью, было достаточно для предохранения суставов от вывиха. Чтобы каждое сочленение было ограждено со всех сторон, природа создала на каждой из двух костей своего рода связки, протянув их от одной кости к другой.

Одни из этих связок представляют собой нечто вроде нервов: они круглые и плотные, другие напоминают перепонки: они длинные и тонкие. Эти связки всегда создавались, как это требовалось для назначения суставов. Связки наиболее плотные и крепкие защищают суставы наиболее важные и большие, другие предназначены для менее важных и небольших.

Строение, общее всем сочленениям, встречается как во всех суставах, так и в суставах пальцев. Правда, эти сочленения невелики, но имеют очень точные углубления; они окружены со всех сторон небольшими вогнутыми округлостями, покрыты тонким хрящом и соединены перепончатыми связками. Мудрость природы сказалась также в строении пальцев, а именно в том, что oна не сделала вогнутые углублении костей оди­наковыми со всех сторон, но с наружной стороны значительно большими, а с внутренней — значительно меньшими.

Функцией руки является хватание.

Природа дала костям строение, наиболее подходящее для органов хватания, изобрела способ двигать их при помощи других частей. Мышцы предплечья образовали сухожилия, природа продлила их по прямой линии вдоль пальцев; части, видимые снаружи, те, которые двигают пальцы и которые называют нервами, не что иное, как сухожилия, берущие свое начало в перепонках и в нервах, рассеянные в мышцах и там переплетающиеся.

Они обладают чувствительностью, совершают движения, прикрепляют мышцы к костям. Способность чувствовать и двигать, они получили от нервов, а способность соеди­нять кости с мышцами — от связок. Связка, подобно нерву, белой, бескровной и лишенной полостей, многими неопытными людьми принималась за нерв; но связка не выходит ни из головного мозга, ни из костного; она идет от одной кости к другой, поэтому-то она зна­чительно крепче нерва, совершенно нечувствительна и ничего не может двигать.

Итак, природа, выводя из мышц предплечья все эти видимые у запястья сухожилия, чтобы их протянуть к пальцам, прикрепила их к каждому из суставов.

Существуют сухожилия с четырех сторон: сгибающее, выходящее из мышц, расположенных на внутренней стороне предплечья; разгибающее, берущее свое начало от наружных тыльных мышц; те, которые вызывают движения в направлении к мизинцу, происходящие от мышц, ведающих боковыми движениями; те, которые производят другое боковое движение в направлении к большому пальцу, исходящие от маленьких мышц, расположенных на кисти. Природа не отказала ни в одном движении ни одному пальцу и не забыла ни одного сухожилия, долженствующего производить это движение. Природа, не только не отказала пальцам ни в одном возможном движении, но еще точно соразмерила величину сухожилия с полезностью движения.

Самый большой из пальцев, называется большим, имеет с ладонной стороны тонкие сухожилия, а с тыльной — два довольно толстых; со стороны указательного пальца — маленькую и тонкую мышцу; с противоположной стороны — другую, более толстую, расположенную на выпуклости большого пальца. Из четырех остальных пальцев каждый имеет с внутренней стороны по два больших сухожилия, одно снаружи, третье — более тонкое; оно находится сбоку наружной части; наконец, еще одно самое тонкое из всех, помещающееся сбоку с внутренней стороны.

Все это расположено весьма разумно. Так как движения кисти, наиболее многочисленные и требующие наибольшей силы, производятся четырьмя сжатыми пальцами, то, чтобы они были снабжены сгибающимися сухожилиями, ни только большими, но и двойными. Ведь берем ли мы что-нибудь одной рукой или двумя вместе, все равно, нужно ли нам тянуть, ломать, тереть или разминать,— мы делаем это, сгибая пальцы. …


«О назначении частей человеческого тела» (извлечения)


profilaktika-zavisimosti-ot-psihoaktivnih-veshestv-sredi-detej-i-podrostkov.html
profilaktiki-i-borbi-s-potrebleniem-tabaka.html
profili-igor-ilinskij-vcentre-stambula-torguyut-ordenami-krasnoj-zvezdi-otechestvennoj-vojni-istepeni-i-ordenom.html
profilnaya-napravlennost-informacionnie-tehnologii-v-pedagogicheskom-obrazovanii.html
profilnaya-prohodimost-avtomobilya-teoriya-ekspluatacionnih-svojstv-avtomobilej.html
profilnij-uroven-aya-programma-uchitelya-matematiki-tuchinoj-n-v-razrabotannaya-na-osnove-uchebnih-programm-algebra.html
  • studies.bystrickaya.ru/dannij-zakon-opredelyaet-pravovie-osnovi-obespecheniya-putyovkami-na-sanatorno-kurortnoe-lechenie-po-medicinskim-pokazaniyam-sleduyushih-kategorij-grazhdan-prozhivayushih-v-samarskoj-oblasti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-konferencii-predpolagaetsya-rabota-sleduyushih-sekcij-folklor-i-istoriya-russkoj-literaturi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-tolko-nachalas-spravochnoe-posobie-centra-mezhdunarodnogo-chastnogo-predprinimatelstva-cipe-mart-2002.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-kompleks-stato-dinamicheskih-uprazhnenij-dlya-mishc-nog-rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-kultura-kurs.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-kursa-logistika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-podzemnie-vodi-klassifikaciya-zakoni-dvizheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/dihatelnie-rasstrojstva-u-detej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-nevskij-i-ego-rol-v-istorii-rossii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-sredstva-v-drugih-bankah-kommercheskogo-banka-strategiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-f-chernyaev-zoloto-drevnej-rusi-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-puti-sovershenstvovaniya-demonstracionnogo-eksperimenta-ponyatie-soderzhatelno-logicheskogo-analiza-fizicheskih-opitov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statistika-osnovnih-proizvodstvennih-fondov-kratkij-konspekt-lekcij-po-discipline-statistika-po-specialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2012g-polozhenie-o-pervom-gorodskom-festivale-finansovoj-gramotnosti-sredi-uchashihsya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-g-troicka-moskovskoj-oblasti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-informatizaciya-obrazovaniya-i-problemi-obucheniya-informatike.html
  • books.bystrickaya.ru/bezrabotica-v-rossii-vidi-formi-tendencii-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpdolgoprudnyj-narod-ru-informacionno-razvlekatelnij-portal.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-i-yuridicheskoe-znachenie-aktov-gosudarstvennogo-upravleniya-kurs-lekcij-minsk-redakcionno-izdatelskij-centr.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tzhribeden-a-belgili-al-endi-osilardi-atarinda-ajtilip.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-puteshestvennikov-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-uchebnoj-discipline-antikrizisnoe-upravlenie-dlya-studentov-specialnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-tema-formula-summi.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-isk-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smeshannie-formi-detektivnoj-i-ohrannoj-deyatelnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglashenie-o-neprimenenii-sili-kak-vazhnij-faktor-v-uregulirovanii-gruzino-abhazskogo-konflikta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-4-soderzhanie-disciplini-8-viii-semestr-metodika-izucheniya-elementov-trigonometrii-v-kurse-algebri-i-nachal-analiza-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-vistupilo-s-ekstrennim-preduprezhdeniem-na-urale-ozhidayutsya-novie-snegopadi-informacionnoe-agentstvo-novij-region-ekaterinburg-28032012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vremena-gruppi-continuous-active-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-iii-nalogovoe-zakonodatelstvo-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-090300-obogashenie-poleznih-iskopaemih-sankt-peterburg.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-kolchak-zhizn-i-deyatelnost-kniga-izvestnogo-uralskogo-istorika-professora-i-f-plotnikova-v-uvlekatelnoj-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yakov-iosifovich-grojsman-galina-kornilova-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-zashita-detej-invalidov-samarskaya-oblastnaya-blagotvoritelnaya-obshestvennaya-organizaciya-associaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/romir-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-05-aprelya-2010-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-zadaniya-k-kontrolnoj-rabote-i-kratkij-ekologicheskij-slovar-po-kursu-ekologiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moskva-pri-feodore-alekseeviche-i-v-pravlenie-carevni-sofi-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.