.RU

Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма


На правах рукописи

Никишина Татьяна Геннадьевна
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

В ПАРАДИГМЕ ЗАПАДНОГО АНТРОПОЦЕНТРИЗМА

09.00.13 – религиоведение, философская антропология,

философия культуры
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена на кафедре «Философия и история» Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Ивушкина Елена Борисовна

Официальные оппоненты – Буйло Борис Иванович

доктор философских наук, профессор
Петкова Светлана Михайловна

кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация – Ростовский юридический институт

МВД России


Защита состоится «_22 » _апреля_ 2009 г. в 1500 на заседании диссертационного Совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «22» марта 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Шульман М.М.

Общая характеристика работы



Актуальность темы исследования

Современное философское знание о человеке определяется необходимостью систематизации и концептуализации разнородного и многообразного материала. Выработка новых гносеологических ориентиров данной проблематики является приоритетным научным направлением XX и XXI вв.

В условиях современного кризиса культуры антропоцентрическая картина мира сменяет мифоцентрическую, теоцентрическую и техноцентрическую картины. Антропоцентризм представляет фундаментальную научную позицию западной философии. Именно проблема сущности и сущностной структуры человека, погруженная в историко-философский дискурс, становится главной проблемой антропологического познания.

При этом с необходимостью встает вопрос об основных характеристиках человека, способных определять будущие тенденции социокультурного и иного развития человечества. Современная философско-антропологическая ситуация разворачивается вокруг категорий человеческого бытия, типологий человека, принципов данных типологий, форм самоопределения человека.

Сам антропоцентризм перерастает рамки классической своей трактовки, представленной в характеристике антропологии эпохи Возрождения, рамки классической парадигмы. В период XVIII-начала XXI вв. формируется новая «постклассическая парадигма» антропоцентризма. Именно в границах этих двух научно-философских направлений антропоцентризма четко просматривается проблема человека в своем становлении и развитии, которая представляет собой поиск его сущностных характеристик, раскрывающихся в моделях антропоцентризма.

Традиционная дихотомия объективно сущностных и проявляемых характеристик человека, трансформируется в совершенно новую философско-антропологическую проблему – проблему оснований сущностного и деятельного самоопределений человека – антропологической константы. Понятие, структура антропологической константы, механизм ее реализации являются началом нового направления философской антропологии, определяющей неизменные, постоянные характеристики действующей, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности.

Степень разработанности темы

Проблема человека возникает еще в античности, она связана с именами Сократа, софистов, киников, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков.

В средневековой западноевропейской философии проблему человека рассматривали Августин Блаженный, Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Экхарт.

В философии эпохи Возрождения проблема человека рассматривается в концепциях Пико делла Мирандоллы, Эразма Роттердамского, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, Франсиско де Викториа.

В эпоху Нового времени особое внимание антропологической проблематике уделяют философы Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. Философия этого периода в лице Ф. Вольтера, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция (французское просвещение), Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма (английское просвещение), Г. Лессинга, И. Гердера (немецкое просвещение) кардинально изменяет парадигму антропоцентризма, подвергая сомнению идею античности и средневековья о том, что человек есть цель мироздания.

В немецкой классической философии И. Кант формулирует основные антропологические вопросы, а Г.В.Ф. Гегель рассматривает человека как продукт самопознания абсолютного духа.

В материалистической философии Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс ставят вопрос о социальной сущности человека.

Совершенно особое звучание проблеме человека придают иррациональные философские концепции: «философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, психоаналитическая философия З. Фрейда, экзистенциализм М. Хайдеггера, А. Камю, Ж-П. Сартра, К. Ясперса, Н. Бердяева. Проблема человека здесь превращается в проблему уникальности человеческого бытия, его экзистенции, его воли, его смерти и бессмертия и т.п.

Постмодернизм еще более усугубляет названный ракурс проблемы человека. Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, М. Серр, Ж. Батай, М. Бланшо, Ф. Лаку-Лаббарт, Р. Рорти и др. рассматривают человека в ракурсе скепсиса к рациональному осмыслению бытия и самого человека. Антисистемность становится характеристикой эпохи, мышление объявляется неспособным к концептуализации.

Важный вклад в разработку проблем философской антропологии содержится в работах М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера, Х.-Э. Хенгстенберга, которые утверждают единственным предметом философского поиска человека и всю полноту его бытия.

Среди русских религиозных философов, ставивших в центр своего рассмотрения проблему человека, следует выделить В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, В.И. Иванова, В.И. Вернадского. Из современных отечественных философов можно выделить П.С. Гуревича, М.К. Мамардашвили, Ю.А. Жданова, П.П. Гайденко, В.Е. Давидовича, В.С. Барулина, А.В. Гулыгу, В.С. Степина, Б.Т. Григорьяна, А.П. Огурцова, А.П. Лыскова, Н.А. Мальцеву, С.А. Смирнова, Н.Д. Шимина, В. Губина, Е. Некрасову и др.

Идеи, обосновывающие и развивающие парадигму антропоцентризма можно найти у Сократа, Данте Алигьери, Ф. Петрарки, Джаноццо Манетти, Казимо Раймонди, Пико делла Мирандолы, Н. Коперника, И. Канта, А. Шопенгауэра, Р. Штейнера, Э. Кассирера, М. Бубера.

Среди отечественных философов, занимавшихся антропоцентризмом, можно назвать В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, Е.А. Антонова, А. Милитарева, М. Голубева, Т.А. Андреева, Л. Василенко, Н.Н. Страхова.

Идею антропологической константы как формы человеческого самопознания и самодеятельности разрабатывает Н.В. Коломиец, Плужникова Н.Н. рассматривает данную категорию в рамках проблемы культурной целостности.

Таким образом, состояние разработанности темы исследования требует систематического рассмотрения исторического процесса развития парадигмы антропоцентризма в рамках европейской философии.

Исходная гипотеза исследования. В исследовании делается предположение о том, что проблема человека может быть поставлена не только в рамках традиционных концепций философской антропологии, но и в контексте парадигмы западного антропоцентризма, имеющей широкий гносеологический и методологический потенциал.

Объект исследования: процесс развития парадигмы антропоцентризма в западной философской антропологии.

Предмет исследования: представление о сущности человека в контексте классической и неклассической трактовки антропоцентризма в рамках западной философско-антропологической традиции.

Цель исследования: провести философско-антропологический анализ становления и развития проблемы человека в рамках парадигмы западного антропоцентризма.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть антропоцентризм как одну из фундаментальных научных позиций западной философии.

2. Выделить и описать в рамках историко-философского процесса классический и неклассический подходы к пониманию антропоцентризма в западной философии.

3. Провести философско-антропологический анализ сущности человека как центральной проблемы парадигмы антропоцентризма.

4. Рассмотреть подходы к определению сущности человека в философской антропологии.

5. Выявить специфику проблемы универсализации сущностной характеристики человека посредством применения категории «антропологическая константа».

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической базой исследования является диалектический метод анализа проблемы человека, парадигмы антропоцентризма, форм антропоцентризма, антропологической константы через присущие им противоречия, исходя из принципов историзма, детерминизма и системности.

Системный принцип направлен на всестороннее логичное изучение выделяемой проблематики, на установление связей и отношений между моментами исследования.

Принцип историзма применяется в работе для исторической реконструкции парадигмы антропоцентризма в исторических эпохах, в историко-философском научном дискурсе. При сравнении философских концепций используется историко-компаративный подход.

Принцип детерминизма предусматривает выявление закономерностей перехода этапов развития антропоцентризма, изменения антропологической парадигмы.

Научная новизна исследования выражается в следующих пунктах:

1. Дается авторское определение антропоцентризма как фундаментальной научной позиции западной философии, которая выражается в утверждении антропоцентризмом определяющего положения человека в любых отношениях «человек – мир». Культурфилософский анализ данных отношений представляется посредством генезиса историко-культурных форм антропоцентризма от потребительской к теоцентрической, а от нее – к познавательной.

2. Выделены и описаны в рамках историко-философского процесса классический и неклассический подходы к пониманию антропоцентризма в западной философии, в качестве переходной ступени от одной парадигмы к другой рассмотрен процесс абсолютизации познавательной формы антропоцентризма в философии Нового времени.

3. Выявлены причины кризиса традиционного антропоцентризма, неспособного вместить в себя все многообразие форм человеческого самоопределения.

4. В рамках парадигмы антропоцентризма предложена новая трактовка сущности человека как соотношения его представлений о себе, как центре освоенного им мира, и его представлений о собственных возможностях выхода за его пределы.

5. Обосновано использование в философской антропологии понятия «антропологическая константа» как формы рефлексивно-деятельностного самоопределения человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. При рассмотрении антропоцентризма как фундаментальной научной позиции западной философии формируется идея антропоцентризма, которая вытекает из естественного стремления человека реализовывать свои интересы любой ценой, но его основная проблема заключается в мере желаний и возможностей человека, незнание данной проблемы ведет его к бедам и неудачам. Представление о человеке в рамках антропоцентризма развивалось, в историко-культурном плане, от потребительской формы – полной зависимости от Бога (древние времена) к теоцентрической – стремлению соединиться с Богом (средние века), а от нее – к познавательной – стремлению познать Божью волю с помощью разума (Возрождение). Это развитие было обусловлено расширением практических возможностей человека и связанными с этим проблемами.

2. Выход человека из сферы обычной жизни (мезомир) в сферу микромира и мегамира вновь поставил вопрос о мере его познавательных возможностей в масштабе бесконечности. Позиция И. Канта о принципиальной ограниченности этих возможностей была преодолена Г. Гегелем, утвердившим в своей философии представление о всеохватывающем и абсолютном их характере. Тем самым, антропоцентризм получил предельную форму философско-теоретического развития, которая затем была распространена на социальную практику (Л. Фейербах, К. Маркс) и реализована на деле в виде великих проектов преобразования общества и природы. Однако такой подход слишком дорого обходится человечеству как в социальной сфере (две мировые войны), так и в промышленности (экологическая катастрофа).

3. Постклассическая антропология, отрицающая традиционные формы человеческого самоопределения и выдвигающая лозунг свободного самоопределения, способна только выявить проблемное поле человеческого самоопределения в сложном смысловом и деятельном пространстве современной культуры. Но любое из ее многочисленных направлений может предложить решение этих проблем только в узком контексте человеческого самопознания, пригодного не для всех. Это значит, что главный антропологический вопрос о сущности человека остается пока нерешенным.

4. Рассмотрение истории проблемы сущности человека позволяет по-новому трактовать ее в рамках парадигмы антропоцентризма – как соотношение представлений человека о себе, как центре освоенного им мира, и его представлений о собственных возможностях выхода за его пределы. Именно потенциал этих возможностей задает содержание человеческого мира; именно развитие первого определяет развитие второго. Исторически, в каждую эпоху на первый план выдвигаются возможности определенного, зарекомендовавшего себя, типа самопознания, задающего определенную форму антропоцентризма. Общей тенденцией этого развития является расширение человеческих возможностей и человеческого мира, вплоть до глобальных масштабов. Этот процесс имеет циклическую схему, как возникновение и снятие противоречия между осознанными и неосознанными (табуированными) возможностями человека.

5. Необходимость введения в антропологию понятия «антропологическая константа» обусловлена явной недостаточностью классического определения человека через категориальную связку «сущность – явление», предполагающую однозначность и нормативность этой связи. Между человеком как сущностью и человеком как явлением лежит огромная сфера человеческого деятельностного самоопределения, в рамках которой он сам – адекватно или неадекватно – определяет и свою сущность, и себя как явление, и руководствуется этими определениями в своей жизни и деятельности. Формы этого самоопределения составляют отдельный пласт содержания культуры – организационный и самоорганизационный, – который до сих пор терялся между крайностями традиционного определения форм культуры как материальных, так и духовных. Именно этот пласт и должен стать содержательным основанием понятия «антропологическая константа» как основной категории антропоцентризма. Представляется, что такой подход позволит локализовать проблематику культурного кризиса, выявить его подлинные причины и тем самым – наметить эффективные пути его устранения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть актуальны в сфере анализа антропологической проблематики в рамках парадигмы антропоцентризма как одного из определяющих методологических подходов современной философско-антропологической науки. Материалы работы могут быть использованы в общих и специальных курсах по философским и культурологическим дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались диссертантом на заседании отдела социально-гума-нитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета; на международной научно-практи-ческой конференции «Современное общество: проблемы, направления развития» (Ростов-на-Дону. 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 316 источников. Общий объем диссертации 141 страница.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

programma-disciplini-en-r-01-algebra-specialnost-032200-050203-65-fizika-kvalifikaciya.html
programma-disciplini-en-r-01-kompyuternie-prezentacionnie-tehnologii-dlya-specialnosti-0300700-muzikalnoe-obrazovanie-celi-i-zadachi-disciplini.html
programma-disciplini-en-r-01-prikladnaya-ekologiya.html
programma-disciplini-en-r-himiya-dlya-studentov-bakalavrov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
programma-disciplini-en-v-01-reklama-v-globalnoj-seti-internet-celi-i-zadachi-disciplini.html
programma-disciplini-en-v-korroziya-konstrukcionnih-materialov-aes-dlya-studentov-specialnosti-140404-atomnie-elektricheskie-stancii-i-ustanovki-napravleniya-140400.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6m-011700-aza-tl-men-debiet-mamandii-magistranttara-arnalan.html
  • college.bystrickaya.ru/13-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-i-ivanchenko-mou-tancirejskaya-sosh-borisoglebskij-rajon-voronezhskaya-obl.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-elektronnie-sredstva-i-sistemi-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/privodimij-nizhe-proekt-resheniya-izvlechen-iz-rekomendacii-312-tretego-soveshaniya-rabochej-gruppi-po-obzoru-osushestvleniya-konvencii-unepcbdcop104.html
  • bukva.bystrickaya.ru/solouhin-b-a-tema-krasoti-mira-i-cheloveka-v-odnom-iz-proizvedenij-russkoj-literaturi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svinstvo-v-detskom-dome-v-moskve-proshel-i-vserossijskij-roditelskij-forum.html
  • credit.bystrickaya.ru/ocenochnie-sredstva-dlya-tekushego-i-promezhutochnogo-kontrolya-i-attestacii-aspirantov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/importnie-dengi-kak-sapogi-luchshe-kuvshinova-olga-chelovek-nedeli-yaroslav-kuzminov1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/simvoli-transcendentnosti-karl-gustav-yung.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-literaturi-stranica-25.html
  • essay.bystrickaya.ru/ei-sorogin-kurganskij-gosuniversitet-assistent-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • letter.bystrickaya.ru/oboroten-s-mikrofonom-ili-kakova-cena-zhurnalista-tezisi-nenapisannih-memuarov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-strategii-na-rinke-fyuchersnih-kontraktov-v-i-zelenov-rinok-cennih-bumag.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-oficialnom-sajte-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-rb-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-oglavleniyu-sartr-zh-p-bitie-i-nichto-opit-fenomenologicheskoj-ontologii-zhan-pol-sartr-per-v-i-kolyadko.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo-chast-obshaya-dlya-specialnosti-yurisprudenciya-021100-sostavitel-rabochej-programmi-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-kochuyushee-pravitelstvo-duglas-rid.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-nauchnogo-poznaniya-okruzhayushego-mira.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sm-galileev-plan-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi-v-20102011-uchebnom-godu-sankt-peterburg.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-gruppovaya-diskussiya-4-chtenie-s-ostanovkami-i-voprosi-bluma.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-analiz-i-ocenka-konkurentnoj-sredi-na-prioritetnih-tovarnih-rinkah-respubliki-kareliya-osnovnie-bareri-vhoda-i-deyatelnosti-na-nih.html
  • bystrickaya.ru/v-obsuzhdenie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa-otkritogo-sostava-storon.html
  • bukva.bystrickaya.ru/simfonicheskoe-tvorchestvo-glazunova.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrashenie-bumag-na-predyavitelya-chast-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reestr-licenzij-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/parlamentskoe-pravo-v-rossijskom-prave-nekotorie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kvalifikacionnoj-raboti-primernij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-tip-1-vneshne-legkij-i-vnutrenne-prostoj-zhiznennij-mir-monografiya-posvyashena-issledovaniyu-kriticheskih-zhiznennih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tur-5-shifrovanie-konspekt-uroka-besedi-po-poezii-klass-9-tema-k-f-rileev-ya-l-budu-v-rokovoe-vremya-pozorit.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080109-65.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-analiz-professionalnoj-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza-i-problema-pedagogicheskogo-masterstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modeli-turizma-v-vedushih-turistskih-stranah-i-regionah-mira-vostochnaya-evropa.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-sled-inkov-uhodyashij-v-proshloe-kniga-sledi-bogov-ne-mogla-bi-bit-napisana-bez-samozabvennoj-serdechnoj.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-chekov-i-rekomendacii-po-dostizheniyu-vnutrennego-ravnovesiya-dragunskij-v-v.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mayak-26052004-novosti-130000-voskobojnikov-roman-tv-7-1-kanal-26-05-2004-novosti-18-00-00-kokorekina-olga-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.