.RU

Процессы глобализации с наступающей силой унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. Вэтой связи этнические проблемы при


Введение


ВВЕДЕНИЕ


Процессы глобализации с наступающей силой унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают обостренный характер, о чем свидетельствуют охранительные тенденции, ознаменовавшие вторую половину XX столетия.


Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном мире наблюдается диалектическое соотношение двух тенденций. Одна из них связана с образованием общечеловеческих эталонов универсальной и наднациональной культуры, в основе которой лежат мощные интегративные процессы. Другая - с национально-этническим возрождением культур и народов, в котором реализуется потребность в самоопределении, а также стремление сохранить культурную самобытность и уникальность. Исследование соотношений данных тенденций в повседневной культуре является весьма актуальным в настоящее время.


Процессы «этнической мобилизации» в России имеют свою специфику: тоталитарный режим, в период становления социалистического государства, во многом унифицировал этнокультурную жизнь в стране, создавая единообразное советское общество. Начавшаяся во второй половине 1980-х годов демократизация СССР, активизирует национальное движение. В первую очередь преодолеваются последствия ассимиляторской политики, которая сопровождается обострением процессов национально-этнической идентификации, приобретая порой и агрессивные формы.


Распад Советской державы и, как следствие этого, ломка существовавшей ранее системы ценностей обусловили возникновение чувства незащищенности у значительного числа людей. Если в периоды стабильности жизни социальная система ограждает и, как правило, защищает индивида выработанными и утвержденными нормами и законами, что делает его жизнь во многом предсказуемой и прогнозируемой, то в неустойчивые ситуации переходного исторического времени размывание ценностных


границ приводит человека к проблеме выбора новых ориентиров. Он обращается к этническим ценностям, как наиболее устоявшимся, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа.


Кроме того, в условиях современного полиэтничного и поликонфессионального мегаполиса процессы модернизации и универсализации в повседневной культуре неизбежны. Отсюда совершенно естественным является «сопротивление» культурной унификации, которое проявляется в активизировавшихся процессах этнической самоидентификации горожан через обращение к своим этнокультурным традициям.


На современном этапе в Татарстане и особенно в его столице — 1000-летней Казани возрождение этнокультурных традиций в повседневной культуре способствует не только сохранению и развитию самобытности, но и органичному вхождению татар в мировое сообщество. О чем свидетельствует номинирование татарского национального праздника Сабантуй в список "Шедевров Устного и Нематериального Наследия Человечества" ЮНЕСКО.


Бытование этнокультурных традиций в современной культурной жизни татар, нашло отражение в оживленных дискуссиях, как широкой общественности, так и исследователей.1 Значительный материал, накопленный за последнее время фольклористикой и этнографической наукой, стимулирует дальнейшие разработки. При этом исследований по проблеме этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной


1 См.: Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в современную эпоху (до середины 1980 г.). - Казань, 1991; Сагитова, Л.В. О некоторых аспектах этнокультурной специфики современного татарского общества / Л.В. Сагитова // Ислам в татарском мире: история и современность: материалы междунар. симпозиума / Панорама-форум. - 1997. -N12; Уразманова, Р.К. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность / Р.К. Уразманова // Ислам и этническая мобилизация: национальное движение в тюркском мире. - М., 1998; Искусство и этнос: новые парадигмы / АНРТ, ин-т истории им. Ш. Марджани. — Казань: Дом печати, 2002; Хаким, Р. Кто ты, татарин? / Р. Хаким. - Казань, 2002. и др.


идентификации, недостаточно1. А работ, посвященных проблеме этнокультурных традиций в повседневной культуре современного города и, в частности Казани, практически нет. Между тем, данная проблема требует междисциплинарного подхода, а именно, всестороннего анализа и учета точек зрения разных дисциплин - философии и теории культуры, социологии культуры, этнологии, этнопсихологии и фольклористики, что будет иметь теоретическую, методологическую и практическую значимость.


Проблемная ситуация заключается в том, что проявления этнокультурных традиций татар в повседневной жизни Казани должны анализироваться не только как достояние истории, но и как философско-культурологическая проблема, которая на сегодняшний день не отрефлексирована. Кроме того, анализ обрядов и праздников казанских татар как индикаторов для характеристики современных процессов культурной универсализации и самоидентификации, с выявлением в них этнического и универсального, традиционного и нововводного начал до сих пор не проводился.


Отсюда выдвигается гипотеза о необходимости создания общенаучной теории этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной самоидентификации в культуре повседневности, что обусловлено:


Во-первых, потребностью выйти за рамки собственно этнографических исследований.


Во-вторых, необходимостью экстраполировать общетеоретические положения на эмпирическую сферу для осмысления конкретных процессов и конкретных форм бытования обрядов, праздников и других традиционных форм этнической культуры в повседневной жизни. В этом случае


1 См.: Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. — М., 2000; Мусина, Р.Н. Этносоциальное развитие и идентичность современных татар / Р.Н. Мусина // Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004; Булатова, Д.С. Процесс глобализации как многоуровневое и неоднородное образование (теоритико-методологический анализ) / Д.С. Булатова // Вестник КГУКИ. - 2005. - № 1.


философско-культурологическая теория этнокультурных традиций в культуре повседневности послужила бы своеобразной метатеорией или промежуточным звеном между эмпирическим уровнем знания и общенаучным, тем самым, отвечая одной из важных задач современной науки - соединения научной теории с жизненной практикой.


В-третьих, общетеоретическая разработка этнокультурных проблем в современной культурологии отвечает специфике нашего вуза как университета культуры и искусств и позволяет творческой личности, специалистам в сфере культуры ориентироваться в современных этнокультурных процессах и по возможности диагностировать их.


Таким образом, актуальность темы исследования определяется и общетеоретическими задачами по сохранению этнокультурных традиций в повседневной культуре - как индикаторов этнической самоидентификации, как ценностей, способствующих консолидации диаспорально проживающих этнических групп татар.


Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурных традиций в науке не нова. Однако в имеющихся на сегодняшний день материалах рассматриваются лишь отдельные ее стороны и, к тому же, аспект повседневности в них не эксплицирован. Вместе с тем, обнаруживается отсутствие исследований, рассматривающих бытование этнокультурных традиций татар в повседневной культуре как собственно философско-культурологическую проблему.


Культура как фундаментальная категория гуманитарного знания имеет множество трактовок и определений. Для нашего исследования представляют интерес концепции культуры на стыке ценностного и деятельностного, функционального и символического подходов1.


Общетеоретические проблемы традиций, в том числе вопросы соотношения традиционного и новационного, а также вопросы


1 В работе мы опираемся на разработки Ф.Боаса, Б. Малиновского, Э.С. Маркаряна, Т. Парсонса, Э. Тайлора, Л.Уайта и других теоретиков.


функционального своеобразия этнотрадиций нашли отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей1.


Большое значение для исследования проблемы имеют работы, в которых рассматриваются проблемы ментальности и этнокультурной идентичности, связанные с осмыслением этнонациональных явлений и процессов. Кроме того, для исследования представляют интерес концепции и теории этноса отечественных авторов2.


Основанием для анализа и обобщения фактологического материала в диссертации послужили работы татарстанских исследователей по традиционной культуре татар, в частности — этнографические работы по изучению форм бытования семейной обрядности и народных праздников казанских татар3. В качестве историографических источников рассматриваются также работы краеведов XIX века, оставивших многочисленные зарисовки татарского быта4.


Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности в разные исторические периоды воспринималась и оценивалась по-разному, а ее сущностные характеристики претерпевали значительные модификации. Проблемы повседневности особое место занимают в трудах зарубежных


1 См.: Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография. - 1981 - .№2.; Сарингулян, К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции / К.С. Сарингулян // Советская этнография. — 1981. — №2; Плахов, В.Д. Традиции и общество / В.Д. Плахов. - М., 1982; Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К.В. Чистов. — Л.: Наука, 1986; Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989 и др.


2 См.: Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М., 1983; Гумелев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М., 1993; Тишков, В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе / В.А. Тишков // Вопросы социологии. - 1993. - № 1-2; Лурье, СВ. Историческая этнология: учеб. пособие. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004 и др.


В работах Д.К. Валеевой, Н.И. Воробьева, Д.М. Исхакова, Р.Г. Кашафутдинова, Р.Н. Мусиной, Р.К. Уразмановой, P.P. Фахрутдинова, Д.Р. Шарафутдинова и других. 4 Фукс, К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Фукс. -Казань, 1844; Пинегин, М.Н. Свадебные обычаи казанских татар / М.Н. Пинегин. — Казань, 1891; Насыри, К. Избранные произведения / К. Насыри // Сост. С.Х. Алишев, М.В. Гайнутдинов, Х.Ш. Махмутов / Пер. с татар. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. и др.


историков, культурологов и философов1, а в последние десятилетия и в отечественной науке2.


Объектом исследования являются процессы бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре казанских татар.


Предметом исследования стали общие и специфические особенности бытования этнокультурных традиций как индикаторов самоидентичности казанских татар.


Целью диссертационного исследования является определение тех особенностей традиционной обрядово-праздничной культуры в повседневной жизни города, которые способны выполнять функции индикаторов этнической самоидентификации современных татар. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:


— дать теоретическое обоснование социокультурных оснований бытования исторических и современных этнокультурных традиций казанских татар;


— проанализировать современные формы бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре Казани;


— охарактеризовать процессы универсализации и этнической самоидентификации в повседневной жизни горожан;


— обосновать роль этнокультурных традиций как своеобразных индикаторов этнической самоидентификации;


1 В «Новой исторической науке» (школа «Анналов»), в трактовке жизненного мира Э.Гуссерля, в социальной феноменологии А.Щюца, в концепции габитуса (habitus) П.Бурдье, А. Хеллер, А. Лефевра и др.


2 См.: Козлова, Н.О. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.О. Козлова // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3; Худенко, А.В. Повседневность в лабиринте рациональности / А.В. Худенко // Социс. - 1993. - № 4; Шульга, Р.П. Искусство в мире обыденного сознания / Р.П. Шульга. - Киев: Наукова думка, 1993; Горелова, В.Н. Обыденное сознание как философская проблема / В.Н. Горелова. — Пермь, 1993; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие. - М.: Логос, 2000 и др.


— выявить и проанализировать типологические разновидности бытования этнокультурных традиций татар с точки зрения соотношения в них универсального и специфического, нововводного и традиционного;


— определить тенденции и перспективы развития этнокультурных традиций казанских татар в условиях глобализации.


Наряду с основными задачами, в диссертации решаются сопутствующие, логико-понятийные задачи, связанные с уточнением и определением значения основных терминов и содержания понятий: «этнокультурные традиции», «повседневная культура» и «этнический индикатор».


Теоретико-методологической основой диссертации является комплексный подход, интегрирующий исследовательский материал различных областей гуманитарного знания, что, в свою очередь, предполагает использование системно-структурного подхода, как общенаучного принципа понимания сложноорганизованных объектов исследования. При анализе типологических форм бытования обрядовой и праздничной культуры в повседневной жизни казанских татар, автор исходил из синергетического понимания, согласно которому эти формы рассматриваются как сверхсложная упорядоченность, возникающая из динамичного (детерминированного) хаоса и существующая неявно, а потенциально, проявляясь при этом в многообразии упорядоченных структур. Синергетический подход позволяет интерпретировать ценностно-смысловые обертоны обрядов и праздников, выявляя в них мерцающие соотношения универсального и этнического, традиционного и нововводного. В работе также были использованы принцип детерминизма и принцип историзма — при анализе генезиса обрядово-праздничной культуры татар, а также принцип компаративистики. Кроме того, используются методы социологической, психологической и этнографической дисциплин.


Научная новизна:


— впервые проблема этнокультурных традиций казанских татар, как индикаторов этнокультурной самоидентификации в повседневной культуре


современной Казани рассматривается на теоретико-методологическом уровне с философско-культурологических позиций;


— при этом в обиход культурологических исследований вводятся такие понятия, как «этнокультурная самоидентификация в повседневной культуре» и «этнический индикатор»;


— дается теоретический анализ исторических и социокультурных детерминант бытования этнокультурных традиций казанских татар в современной повседневной культуре Казани;


— определяются типы бытования этнокультурных традиций на основе принципов типологизации по диалектическому соотношению в них этнического и универсального, традиционного и нововводного;


— выявляются особенности этнокультурных традиций казанских татар в условиях мегаполиса и глобализации как индикаторов этнокультурной самоидентификации;


— дается оценка современному состоянию этнокультурных традиций в современной Казани, а также определяются тенденции и перспективы их дальнейшего развития.


Положения, выносимые на защиту:


1. Теоретический анализ исторических и социокультурных оснований этнокультурных традиций, в частности семейно-бытовых и календарных обрядов и праздников казанских татар, позволяет выявить в них устоявшиеся, собственно традиционные элементы, сформировавшиеся в доиндустриальную эпоху и нововводные, связанные со становлением национальной культуры в период перехода к индустриальному типу общества. К примеру, Сабантуй, празднуемый только казанскими татарами, первоначально имел несколько локальных вариантов, но в результате миграций и образования смешанных этнокультурных зон, приобретает унифицированный характер, кроме того, сливается с другим народным праздником — Джиеном.


2. Рубеж XX - XXI вв. характеризуется диалектическим соотношением процессов универсализации и партикуляризма. Их противоборство


10


расценивается как глобальный кризис мировой истории, поскольку мощные интегративные тенденции подавляют самобытность этнической культуры народов. Отсюда, осознание возможности растворения этнической специфики в транснациональной культуре планетарного человечества пробуждает рефлексивные тенденции в сознании личности и общества, проявляющиеся в реализации экзистенциональной потребности — этнической идентификации, удовлетворяющей чувство «укорененности» на своем социальном и культурном пространстве.


3. Репрезентатируя себя через противопоставление «свои» и «чужие» («мы» и «они»), человек стремится найти поддержку в этнокультурных традициях. При этом, отождествляясь с определенной культурной «наследственностью», он переживает этнокультурную самоидентификацию, где этнокультурные традиции, в частности семейно-бытовые и календарные обряды и праздники выполняют функции этнических индикаторов.


4. Анализ показал, что обращение к обрядово-праздничной культуре в современной повседневной жизни татар является сферой специальных интересов отдельных групп городского населения. Их приверженность к традиционным ритуалам, обрядам и обычаям, связанных с определенными обстоятельствами жизни, являются не столько нормативно-регулирующими по своим функциям, сколько декорирующими, т.е. вносящими дополнительные, украшающие быт, смысловые нюансы в общую ценностную базу современного человека.


5. В современной повседневной жизни горожан традиционное присутствует фрагментарно, в виде некоего включения в довольно мозаичное культурное поле. Тогда как массовая культура стремиться проникнуть во все сферы культурного пространства и стать чем-то универсальным. При этом она перерабатывает отдельные элементы этнокультурных традиций и адаптирует их к условиям современной культуры, создавая игру с узнаваемыми образцами и стереотипами. Таковыми являются представления


11


о самих себе, о народной жизни: ироничное изображение старичка в тюбетейке, говорящим на русском с татарским акцентом и проч.


6. Проблема столкновения альтернативных начал — этнического и универсального, традиционного и нововводного — решается путем медиации, т.е. сочетания и синтеза, поскольку эти противоречивые явления имманентны, внутренне присущи культуре как таковой, а потому игнорирование какой-либо из них может привести к культурному кризису и регрессу. При чем соотношение противоположностей, образующих устойчивое неравновесие, могут проявляться либо как тенденция повседневной жизни, либо как соотношение традиционного и нововводного начал внутри этнокультурных традиций. В одних случаях мы говорим о хаосообразных процессах современной повседневной жизни, в других о типологических разновидностях, бытующих и привнесенных. Это зависит от конкретно-исторических условий, от меняющегося общественного сознания и социального заказа. К примеру, в свадебном обряде религиозная часть остается неизменной, тогда как регистрация, прием гостей за общим столом, одежда новобрачных и угощения носят универсальный характер.


7. Переход к постиндустриальному обществу неминуемо сопровождается процессом глобализации, который представляет собой формирование целостной системы общественной жизни, охватывающей весь мир социального организма. Несомненно, в таких условиях некоторые этнокультурные традиции утрачиваются, но ведь чем своеобразнее этнокультура, тем больший вклад она способна внести в мировую культуру, сохранив при этом свое уникальное «лицо». Развитие мировой культуры во многом определяется тем, как будет складываться взаимодействие этих двух тенденций — универсализации и сохранения уникальности культур.


Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что проблема этнокультурных традиций как индикаторов этнокультурной самоидентификации в культуре повседневности ранее не рассматривалась и данное исследование может послужить основанием для дальнейших


12


разработок поставленных в диссертации проблем. Материалы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке курсов, программ и пособий по гуманитарным дисциплинам — культурологии и этнологии, социологии культуры и фольклористики, в курсах по культуре повседневности, а также в практике преподавания спецпредметов в училищах и вузах культуры и искусств. Кроме того, материалы могут представлять интерес для руководителей фольклорных коллективов и организаторов современных социокультурных мероприятий. Апробация работы.


1. Основные выводы и положения диссертации нашла отражение в публикациях и выступлениях на межвузовских научных конференциях: «Гуманистический потенциал культуры и ее роль в модернизации российского общества» (2002 г.) и «Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования» (2004 г.); Всероссийских научно-практических конференциях: «Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования» (2002 г.) и «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (2003 г.); на Международном конгрессе «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность», посвященном 1000-летию Казани (2005 г.).


2. Материалы исследования опубликованы в 6 научных статьях и тезисах.


3. Материалы диссертации частично были использованы в курсах лекций по фольклористике, а также на занятиях по специальности хоровое-дирижирование.


4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии, философии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств 24 октября 2005 г., протокол № 2.


13


Структура диссертации состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два парафафа, а также заключения и библиофафии.


14


ГЛАВА 1. Философско-теоретическое и социально-историческое обоснование бытования этнокультурных традиций


Традиционная культура того или иного народа (этноса) во всех своих проявлениях — народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, предания, целительство, а также современная массовая любительская практика - стала объектом изучения различных наук, преимущественно гуманитарного профиля. Каждая из них стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области. В первой главе нашего исследования будут рассматриваться подходы разных гуманитарных дисциплин к исследованию проблем бытования этнокультурных традиций в повседневной культуре, и в том числе основные понятия, а также проблемы исторической динамики этнокультурных традиций на примере обрядовой и праздничной культуры у казанских татар.


1.1. Основные понятия исследования


Предпосылкой к раскрытию проблемы этнокультурных традиций в культуре повседневности является анализ содержания и структуры основных, базовых понятий — таких, как «культура», «традиции», «этнокультура» и «повседневность». Отметим, что данные понятия не являются однозначными и для них практически не существует общезначимых определений. Поэтому в нашем исследовании они будут рассматриваться как сопутствующие для выведения операциональных (рабочих) определений таких понятий, как «этнокультурные традиции», «повседневная культура» и «этнический индикатор».


Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей


15


культуры. Так, например, согласно Р. Нугманову, на сегодня насчитывается более 130 вариантов дефиниций этой категории1. А.Кребер и К.Клакхон насчитывают около 300 дефиниций культуры2. Такое многообразие трактовок можно объяснить тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и культура. Поэтому в аспекте наших проблем понятие «культура» будет рассматриваться комплексно, с междисциплинарных позиций — философского, антропологического и социологического.


Как известно, философский подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры и ориентирован на целостное понимание культуры, раскрывающий ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей. В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия "культура", в частности в отечественной теории культуры сложились два направления — аксиологический и деятельностный.


Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром воплощенных ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Согласно определению Н.З. Чавчавадзе: «Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как «переселение» ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала»3. Другими словами, человек в своей культурной деятельности создает тот предметный мир (материальный, духовный, художественный), через который он реализует свою особую сущность. А сама культура возникает в стремлении человека утверждать


1 Нугманов, Р.Г. Селективный анализ понятий культуры и вьфаботка экзистенциональной концепции культурологии: Дис.док. культуролог, наук. - Казань, 1999. - С.75.


2 См.: Степин, B.C. Культура // Вопросы философии. - 1999. - №8. - С.62.


3 Чавчавадзе, Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры / Н.З. Чавчавадзе // Культура и общественное развитие. - Тбилиси, 1979. - С. 23.


16


ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. В этом случае, культура является своего рода итогом всего многообразия предшествующей деятельности человека, и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Данный подход, безусловно, вписывается в контекст нашего исследования, поскольку ценности составляют ядро любой культуры, являясь регулятором человеческого поведения и высшей целью его деятельности. Теряя опору в сложном современном мире, человек обращается именно к той системе ценностей, которая присуща его народу, тем самым, идентифицируя себя как члена определенной этнической общности. Вместе с тем, сведение культуры к совокупности духовных и материальных ценностей представляется явно одномерным.


Согласно деятельностному подходу, культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности и рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, а также предпосылок и результатов. В этом случае, поиски содержательного определения культуры приводят к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно -человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы. Для нашего исследования это является важным, а также и то, что реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э.Маркарян). Другими словами культура есть «способ деятельности» (В.Давидович, Ю.Жданов), «процесс и результат» внеприродного бытия человека (А. Марков). Тем самым культура является способом регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества. В таком качестве культура предстает как «своеобразная иммунная матрица, содержащая генную информацию, которая обеспечивает


17

Список литературы

programma-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-23-26-aprelya-2012-g-ekaterinburg.html
programma-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-fondi-redkih-knig-kulturnoe-nasledie-i-istochnik-razvitiya-sovremennogo-obshestva-imaster-klassa-po-rabote-s-knizhnimi-pamyatnikami-18-20-noyabrya-2008-g.html
programma-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-otechestvennaya-vojna-1812-goda-v-kontekste-mirovoj-istorii-moskva.html
programma-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-steklo-vostochnoj-evropi-v-drevnosti-srednevekove-i-novoe-vremya-izuchenie-i-restavraciya-moskva-23-25-marta-2011-g-23-marta.html
programma-mezhdunarodnoj-parlamentskoj-konferencii-posvyashennoj-predsedatelstvu-respubliki-kazahstan-v-obse-obse-i-sng-novie-vozmozhnosti-i-perspektivi.html
programma-mezhpredmetnogo-elektivnogo-kursa-dlya-9-klassa-v-ramkah-predprofilnoj-podgotovki-issledovatelskie-zadachi-na-stike-nauk-biologii-fiziki-himii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-okazaniya-kardiologicheskoj-pomoshi-v-gorodskom-okruge-tolyatti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sotrudnikam-parlamentov-bili-zadani-sleduyushie-voprosi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-sozvezdiya-i-planeti-v-otnoshenii-k-cheloveku-kosmicheskie-aspekti-rozhdeniya-i-smerti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kabarti-malkar-respublikani-elbrus-municipalnij-rajonunu-administraciyasini-bashchisi.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovij-menedzhment.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-drugie-dohodi-ot-bankovskih-operacij-i-drugih-sdelok.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ti-i-trudovih-resursov-novosibirskoj-oblasti-dalee-soglashenie-yavlyaetsya-osnovoj-dlya-razrabotki-rukovoditelyami-gosudarstvennih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-novo-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podgotovka-materiala-dlya-sredstv-massovoj-informacii-pablik-rilejshnz-v-sporte.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-prednaznachen-studentam-znakomim-s-osnovami-planirovaniya-i-provedeniya-empiricheskogo-issledovaniya-massovij-opros-glubinnoe-fokusirovannoe-gruppovoe-i-ekspertnoe-intervyu-obshij-obem.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-zakonomernosti-razvitiya-i-lokalnie-gorizonti-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naryadchik-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-pasport-programmi-informacionnaya-spravka.html
  • writing.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-process-v-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrabativayushie-proizvodstva-razdel-d-proekt-programmi-volgogradskoj-oblasti-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znatok-izbiratelnogo-prava.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-sistema-istochnikov-dannih-o-naselenii-koncepciya-epidemiologicheskogo-perehoda-28-22-pokazatel-ozhidaemoj-prodolzhitelnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-v-rossii-chast-10.html
  • education.bystrickaya.ru/123-profsoyuznaya-organizaciya-prepodavatelej-i-sotrudnikov-plan-zasedanij-uchenogo-soveta-instituta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-056-ministerstvo-kulturi-stavropolskogo-kraya-poyasnitelnaya-zapiska-k-proektu-zakona-stavropolskogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/pered-likom-ikonnim-andrej-belij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shablon-programmi-uchebnoj-praktiki-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-tverskoj-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-srednee-specialnoe-obrazovanie-specialnost-2-25-01-35-buhgalterskij-uchet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prestavlenie-prepodobnogo-savvi-storozhevskogo-zhitiya-svyatih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anonsi-sobitij-na-vtornik-14-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-iiivvedenie-predmet-i-zadachi-psihologii-kak-nauki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyazheloe-mashinostroenie-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-prilozheniya-svitk-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti-investicionnih-proektov-oglavlenie-stranica-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshnee-uvlazhnenie-i-obogrev-ventilyaciya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-21-harli-dzhejn-kozak.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kozmodemyanskij-uchastok-upravleniya-malih-rek-kniga-izdana-v-sootvetstvii-s-postanovleniem.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verevka-g-vagner-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-vvedenie-v-ekonomiku.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-vospominaniya-o-nastoyashem-louis-powels-and-jacques-bergier-utro-magov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.