.RU

Программа дисциплины полевая практика по ботанике цели и задачи дисциплины


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Проректор по учебной работе (Декан)

________________________________

«___» _________________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков по дисциплине «Ботаника с основами фитоценологии».

Задачи:

  1. приобрести навыки коллекционирования, определения и описания растений,

  2. познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений в районе проведения практики,

  3. выявить взаимосвязь растительных организмов с условиями окружающей среды (на конкретных примерах) в районах проведения практики,

  4. изучить набор фитоценозов района практики и их основные показатели (флористический состав, физиономичность, структуру, обилие, фенологические фазы, жизненность),

  5. научиться связывать распределение растительных сообществ с распределением экологических и географических условий,

  6. выяснить, как и в какой мере сообщества растений влияют на окружающую среду и как антропогенные воздействия влияют на растительные сообщества,

  7. научиться ориентироваться в основных направлениях динамики растительного покрова (смена пород, заболачивание лугов, лесов и т.п.),

  8. приобрести навыки приблизительной хозяйственной оценки растительного покрова на основе его ботанического анализа.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

  1. Освоить основные методы полевых ботанических исследований и уметь применять их при выполнении дипломных, курсовых работ и в будущей профессиональной деятельности,

  2. Уметь работать с различными типами определителей растений,

  3. Уметь анализировать морфологические особенности растений, делать их описания, составлять формулы и диаграммы цветков,

  4. Уметь анализировать растительный покров, строение и состав фитоценозов,

  5. Знать основные виды местной флоры, их принадлежность к семействам (на русском и латинском языках),

  6. Знать растения из флоры района полевой практики, нуждающиеся в охране.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы
Всего недель (часов) Семестры

2

4

Общая трудоемкость дисциплины

4

(144)

2

(72)

2

(72)

Аудиторные занятия










Лекции










Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы




отчет

отчет

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

зачет


^ 4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:



п\п

Раздел дисциплины

Кол-во часов

1.

Анатомия и морфология растений

72

1.1

Введение. Методика сбора и сушки, методика морфологического описания растений. Понятие о жизненных формах и экологических группах.

6

1.2

Деревья и кустарники района практики.

12

1.3

Кустарнички и травянистые растения леса.

12

1.4

Травянистые растения луга.

12

1.5

Травянистые растения водоемов, прибрежий и болот.

12

1.6

Культурные растения.

6

1.7

Сорные и рудеральные растения.

6

1.8

Споровые растения.

6

2.

Основы фитоценологии

72

2.1

Введение. Общая характеристика топологических и экологических условий района практики. Знакомство с методикой описания фитоценозов.

6

2.2

Лесная растительность.

14

2.3

Луговая растительность.

12

2.4

Водоемы и прибрежья.

18

2.5

Болота.

12

2.6

Агрофитоценозы.

10




    1. Содержание разделов дисциплины

4.2.1.1. Анатомия и морфология растений. Введение. Ознакомление с техникой безопасности при прохождении полевой практики. Цели и задачи практики, план проведения практики. Методика сбора и сушки растений, методика морфологического описания растений. Понятие о жизненных формах и экологических группах.

4.2.1.2. Деревья и кустарники района практики. Дерево и кустарник как жизненные формы. Распускание почки и развитие из нее побега. Типы побегов. Нарастание и ветвление. Годичная периодичность в жизни деревьев. Определение возраста дерева и кустарника. Эколого-морфологические различия листьев. Световые и теневые листья. Корневые системы. Цветение и плодоношение, семена и плоды деревьев и кустарников. Проростки. Вегетативное размножение и возобновление деревьев и кустарников. Хозяйственное использование местных деревьев и кустарников.

4.2.1.3. Кустарнички и травянистые растения леса. Жизненные формы кустарничков. Разнообразие жизненных форм многолетних трав. Возобновление, нарастание, ветвление. Формирование системы побегов. Способы перезимовки, положение почек возобновления. Длительность жизни многолетних трав. Вегетативное размножение. Особенности строения листьев лесных кустарничков и трав. Цветки и соцветия. Плодоношение, морфология плодов и семян, приспособления к распространению. Ядовитые и лекарственные виды; виды, нуждающиеся в охране. Важнейшие биологические особенности и отличия видов, живущих под пологом хвойных и лиственных лесов.

4.2.1.4. Травянистые растения луга. Основные жизненные формы. Длинно- и короткокорневищные, кистекорневые, рыхлокустовые, плотнокустовые, стержнекорневые, корнеотпрысковые многолетние растения. Монокарпики и поликарпики, однолетние и двулетние. Строение надземных и подземных органов. Кущение и его типы. Особенности корневых систем у бобовых. Вегетативные возобновление и размножение. Цветки, соцветия; типы плодов; приспособления к распространению плодов и семян. Семенное размножение. Ядовитые и лекарственные растения.

4.2.1.5. Травянистые растения водоемов, прибрежий и болот. Погруженные, плавающие, полуводные и береговые растения. Специфические черты мест их обитания и приспособительные черты строения: изменчивость в связи с изменением экологической обстановки. Приспособления к перезимовке. Вегетативное размножение. Биология цветения и плодоношения. Жизненные формы растений низинных и верховых болот. Способы нарастания и отмирания. Размножение. Насекомоядные растения.

4.2.1.6. Культурные растения. Морфологические отличия, хозяйственное значение, цикл развития и основные экологические особенности зерновых, овощных, плодово-ягодных, технических кормовых, лекарственных и декоративных и других растений, возделываемых в районе практики.

4.2.1.7. Сорные и рудеральные растения. Понятие о сегетальных сорняках и рудеральных растениях. Адвентивные виды. Сорные растения как специализированная экологическая группа. Энергия семенного и вегетативного размножения. Способы борьбы с сорняками. Облигатные и факультативные сорняки. Жизненные формы рудеральных растений. Их экология, способы расселения, размножения.

4.2.1.8. Споровые растения. Мхи. Мхи напочвенные и эпифитные. Папоротники. Жизненные формы папоротников, их вегетативное размножение, размножение спорами. Хвощи. Дифференциация побегов, вегетативное размножение. Плауны: общий облик, образ жизни. Лишайники, их морфология, местообитание. Грибы. Водоросли водные и наземные.

4.2.2.1. Фитоценология. Ведение. Ознакомление с техникой безопасности при прохождении практики, с планом проведения практики, формой отчетности. Цели и задачи практики. Основные понятия фитоценологии. Общая характеристика топологических и экологических условий района практики. Размещение главнейших угодий по местообитаниям, их экологическая характеристика. Влияние антропогенных факторов на растительность в районе практики. Знакомство с методикой описания фитоценозов.

4.2.2.2. Лесная растительность. Ярусное строение лесного сообщества. Состав и строение древесных ярусов. Формы крон, стволов. Возобновление древесного яруса. Роль животных в возобновлении деревьев. Подрост, его биологические особенности и состояние в зависимости от экологических условий. Возрастные группы. Подлесок. Кустарничковый и травяной ярусы. Жизненность, фенофазы и др. Влияние кустарничкового и травяного ярусов на возобновление древесных пород. Напочвенный покров. Главнейшие мхи и лишайники как индикаторы различных типов леса. Отмершие листья и другие элементы опада, их участие в подстилке. Паразитная и сапрофитная грибная форма. Консорции. Мозаичность растительного покрова. Главнейшие микрогруппировки.

Основные типы леса района практики. Размещение различных типов леса в связи с экологическими и организационно-хозяйственными условиями. Растительность вырубок. Рекреационное воздействие на лесную растительность. Естественное и искусственное возобновление леса. Эталонные лесные сообщества.

4.2.2.3. Луговая растительность. Луга пойменные и материковые. Основные черты строения и формирования поймы. Экологические условия в разных частях поймы.

Злаки, бобовые в составе луговой растительности, их разнообразие, жизненные формы, значение в жизни луга. Зависимость состава растительности от мезо- и микрорельефа. Сукцессионные смены луговой растительности. Пойма как предмет организованного сельскохозяйственного использования. Охрана пойм.

Разнообразие материковых лугов в связи с разнообразием местообитаний, происхождением и режимом использования. Главнейшие представители злаков, осок, бобовых, разнотравья материковых лугов. Моховой покров, его влияние на травостой. Взаимоотношения луговых и лесных сообществ. Сельскохозяйственное использование и мелиорация материковых лугов; влияние выпаса, рекреационные воздействия.

4.2.2.4. Водоемы и прибрежья. Распределение растительных сообществ по берегам проточных и непроточных водоемов, его экологическая обусловленность. Причины и закономерности зарастания водоемов. Роль изменения экологических условий и межвидовых отношений в зарастании водоемов. Альгофлора. Различные группы водорослей.

4.2.2.5. Болота. Различия экологических условий верховых и низинных болот. Состав растительности низинного болота, основные жизненные формы. Верховое болото как фитоценоз. Ярусное расчленение и взаимоотношения ярусов. Торфообразовательный процесс. Основные пути возникновения и развития болот. Значение болот для поддержания гидрологического режима рек. Осушение болот. Их использование и охрана.

4.2.2.6. Агрофитоценозы. Видовой состав и жизненные формы сорняков в сочетании с важнейшими культурными растениями и в разных экологических условиях района практики. Взаимоотношения культурных растений и сорняков. Биологические предпосылки борьбы с сорняками в районе практики.


^ 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Андреева, И. И . Ботаника /И. И. Андреева, Л. С. Родман. - М. : Колос, 2003. - 527 с.

  2. Еленевский, А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений / А. Г. Еленевский, М. П. Соловьева, В. Н. Тихомиров. – Изд. 2-е, испр. - М. : Academa, 2001. – 430 с.

  3. Практикум по анатомии и морфологии растений / В. П. Викторов [и др.]. – М. : Academa, 2001. - 174 с.


б) дополнительная литература:

  1. Анатомия и морфология растений /А. Е. Васильев [и др.]. – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.

  2. Быков, Б. А. Геоботанический словарь / Б. А. Быков. - Алма-Ата : Наука Каз. ССР, 1973. – 214 с.

  3. Воронов, А. Г. Геоботаника / А. Г. Воронов. - М. : Высшая школа, 1973. – 374 с.

  4. Гуленкова, М.А. Летняя полевая практика по ботанике. / М. А. Гуленкова, А. А. Красникова. - М.: Просвещение, 1986. – 173 с.

  5. Гуленкова, М.А. Летняя полевая практика по ботанике / М. А. Гуленкова. - М.: Просвещение, 1976. – 224 с.

  6. Жизнь растений : в 6 томах ; главный ред. Ал. А. Федоров. М. : Просвещение, 1976. – Т. 1-6.

  7. Каден, Н.Н. Этимологический словарь латинских названий растений, встречающихся в окрестностях агробиостанции МГУ «Чашино» / Н.Н. Каден, Н. Н. Терентьева. – М. : МГУ, 1975. – 202 с.

  8. Краткий словарь ботанических терминов ; под ред. А. Г. Еленевского. – Саратов : изд-во Саратовского пединститута, 1993. – 152 с.

  9. Летняя полевая практика по геоботанике : практическое руководство ; под ред. В. С. Ипатова. – Л. : ЛГУ, 1983. – 176 с.

  10. Миркин, Б.М. Фитоценология. Принципы и методы / Б. М. Миркин, Г. С. Розенберг. - М. : Наука, 1986. – 211с.

  11. Эсау, К. Анатомия семенных растений : в 2 т. / К. Эсау. – М. : Мир, 1980. – Т. 1 - 2.

в) определители:

    1. Вылцан, Н.Ф. Определитель растений Томской области / Н. Ф. Вылцан. - Томск: ТГУ, 1994. – 299 с.

    2. Гуревич, А.А. Пресноводные водоросли / А. А. Гуревич. - М.: Просвещение, 1968. – 112 с.

    3. Качаева, З.Ф. Определитель растений Томской области / З. Ф. Качаева. - Томск: ТГПИ, 1961. – 260 с.

    4. Крылов, П.Н. Ключ к определению семейств растений Западно-сибирской флоры / П. Н. Крылов. - Томск: ТГУ, 1958 ; 1964. – 73 с.

    5. Крылов, П. Н. Флора Западной Сибири : вып. 1 – 11 / П. Н. Крылов. Томск : ТГУ, 1935 - 1964.

    6. Определитель пресноводных водорослей СССР : в 14 выпусках ; под ред. В. П. Савича, М. М. Голлербаха, В. И. Полянского / М. М. Голлербах, Е. К. Косинская, В. И. Полянский. – М. : Советская наука, 1953. – Вып. 2. - 652 с.

    7. Положий, А.В. Определитель растений юга Томской области / А. В. Положий, А. С. Ревушкин, В. В. Баранова. - Томск: ТГУ, 1985.- 176 с.

    8. Станков, С.С. Определитель высших растений европейской части СССР / С. С. Станков, В. И. Талиев. - М.: Советская наука, 1949. – 1150 с.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Методические указания для студентов при проведении полевой практики.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Агробиостанция ТГПУ, базе полевых практик ТГПУ в п. Киреевск.


^ 8. Методические рекомендации и указания по организации практики

8.1. Методические рекомендации преподавателю

  1. Перед практикой студентам необходимо пройти инструктаж по технике безопасности («Инструкция по охране труда при проведении полевых и выездных практик на опасной в отношении иксодовых клещей территорий». – ТГПУ, 2006; «Инструкция по охране труда при проведении полевых практик по специальностям «Биология», «Химия» и «География». – ТГПУ, 2006). Основой данных инструкций является Приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «Об утверждении основных правил безопасности при проведении полевых и экспедиционных работ № 65–1 от 30.01.1976». Студенты допускаются к практике после проверки знаний по технике безопасности, о чем делаются соответствующие записи в Журналах: 1) регистрации вводного инструктажа студентов, выезжающих на практики, по охране труда, технике безопасности, профилактике клещевого энцефалита и болезни Лайма, 2) регистрации инструктажа на рабочем месте по охране труда, технике безопасности, профилактике клещевого энцефалита и болезни Лайма. Предварительно преподаватель обязан сам пройти соответствующий инструктаж в Отделе по технике безопасности ТГПУ.

  2. При проведении занятий в полевых условиях преподаватель руководствуется Календарным рабочим планом, утвержденным зав. кафедрой в начале семестра.

  3. Для получения зачета студент должен:

а) сдать:

  1. полевой дневник (с записями, сделанными во время экскурсий и самостоятельной работы),

  2. альбом или тетрадь с морфологическим описанием растений,

  3. гербарий 20-30 листов,

  4. смонтированную коллекцию на тему самостоятельной работы,

  5. письменный отчет о работе, проделанной во время практики,

  6. учетную карточку;

б): показать знание основных видов растений района практики, их принадлежность к семействам – на русском и латинском языках, в том числе нуждающихся в охране;

выступить с докладом на заключительной конференции.


8.2. Методические указания для студентов

8.2.1. Примерный перечень вопросов к зачету

      1. Понятие о жизненных формах и экологических группах растений.

      2. Вегетативное размножение и возобновление деревьев и кустарников.

      3. Нарастание и ветвление побегов.

      4. Хозяйственное использование деревьев и кустарников района практики.

      5. Возобновление, нарастание, ветвление кустарничков, травянистых растений леса.

      6. Разнообразие жизненных форм многолетних трав.

      7. Важнейшие биологические особенности и отличия видов, живущих под пологом хвойных и лиственных лесов.

      8. Основные жизненные формы травянистых растений луга.

      9. Вегетативное размножение, биология цветения и плодоношения, жизненные формы растений водоемов, прибрежий и болот.

      10. Морфологические отличия, хозяйственное значение и основные экологические особенности культурных растений, выращиваемых в районе практики.

      11. Облигатные и факультативные сорняки района практики.

      12. Сорняки как специализированная экологическая группа растений.

      13. Рудеральные растения: жизненные формы, экология, способы расселения, размножения.

      14. Споровые растения района практики: жизненные формы, размножение.

      15. Водные и наземные водоросли района практики.

      16. Лишайники района практики: морфология, местообитание, принадлежность к систематическим группам, конкретные виды.

      17. Структура лесного сообщества. Ярусность, мозаичность растительного покрова.

      18. Естественное и искусственное возобновление леса.

      19. Роль животных в возобновлении деревьев.

      20. Консорции и синузии хвойного и лиственного лесов района практики.

      21. Зависимость состава луговой растительности от микро- и мезорельефа.

      22. Сукцессионные смены луговой растительности.

      23. Распределение растительных сообществ по берегам проточных и непроточных водоемов, его экологическая обусловленность.

      24. Причины и закономерности зарастания водоемов.

      25. Альгофлора района практики.

      26. Различия экологических условий верховых и низинных болот.

      27. Низинное и верховое болото как фитоценозы.

      28. Состав растительности болот, основные жизненные формы, ярусное расчленение и взаимоотношения ярусов.

      29. Использование торфяных болот и их охрана.

      30. Агрофитоценозы района практики.

      31. Видовой состав и жизненные формы сорняков в сочетании с культурными растениями и в разных экологических условиях.

      32. Взаимоотношения культурных растений и сорняков.

      33. Биологические предпосылки борьбы с сорняками в агроценозах района практики.

8.2.2. Форма отчета студента по практике


ОТЧЕТ

^ ПО УЧЕБНОЙ (ПОЛЕВОЙ) ПРАКТИКЕ ПО БОТАНИКЕ


студента_____гр. ___________БХФ_________________________________


Цель полевой практики:


Задачи полевой практики:


Место и время проведения:


Дата

Тематика работ




















Итог практики:


Студент:


Руководитель практики


Дата:


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102.65 «Биология».


Программу составили:

к.б.н., доцент, доцент кафедры ботаники _____________ Аристархова В.Е.

к.б.н., доцент, зав. кафедрой ботаники ______________ Дырин В.А.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ботаники протокол № 1 от 31 августа 2008 года.


Зав. кафедрой ботаники _____________________ Дырин В.А.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № 1 от 12 сентября 2008 года.


Председатель методической комиссии биолого-химического факультета

________________________ И.А. Шабанова


Согласовано:

Декан БХФ _____________________ Минич А.С.

programma-formirovanie-zdorovesberegayushego-prostranstva-gou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-299-g-moskva-2010-g-stranica-3.html
programma-formirovaniya-i-razvitiya-ikt-kompetentnosti-obuchayushihsya-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-programma-osnovi-proektnoj-i-issledovatelskoj-deyatelnosti-obuchayushihsya.html
programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-aktualnost.html
programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-obuchayushihsya-shkola-territoriya-zdorovya.html
programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-stranica-3.html
programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-shkola-rossii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-birzhevoe-delo-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-080301-komm.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-opredelit-kriterii-effektivnogo-uroka-viyasnit-formi-organizacii-effektivnogo-uroka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tambovskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-g-r-derzhavina-priglashaem-prinyat-uchastie-v-i-mezhvuzovskoj-konferencii-studentov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-sobesedovaniya-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-napravleniyu-2001-00-priborostroenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alexander-ii-tsar-liberator-essay-research.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnoe-zadanie-po-sociologii-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-chto-takoe-rejki-rukovodstvo-po-drevnemuiskusstvu-isceleniya-sofiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/harizmaticheskie-lideri-rannego-hristianstva-l-s-vasilev-istoriya-religij-vostoka.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim-zanyatiyam-po-filosofii-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-ekaterinburg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela-chast-17.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredstva-raboti-s-tekstovimi-dokumentami.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-po-proektu-resheniya-novocheboksarskogo-gorodskogo-sobraniya-deputatov-o-byudzhete-goroda-novocheboksarska-na-2011-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-pervichnogo-instruktazha-sostavlyaetsya-rukovoditelem-podrazdeleniya-zh.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-dver-domoj-krajon-kniga-chetvertaya-puteshestvie-domoj-majkl-tomas-i-sem-angelov-roman-pritcha.html
  • crib.bystrickaya.ru/keys-to-lesson-1-metodika-razvitiya-rechi-uchitelya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-starshih-kursov-samara.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93-proverka-kontrolno-izmeritelnih-priborov-avtomaticheskih-zashit.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-lekcij-i-praktikumov-veroyatni-korrektirovki-obema-i-srokov-lekcii-2-chasned-blok-i-1-3-9-16-24-fev-rentgenostrukturnij-analiz-2-3l-lunin.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshee-sobranie-konferenciya-advokatov-ispolnitelnie-organi-advokatskih-obedinenij-i-ih-polnomochiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/burdin-mn-nbrk.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalnie-problemi-i-sovremennaya-politika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-selskogo-poseleniya-teryaevskoe-volokolamskogo-municipalnogo-rajona-na-2011-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sni-i-ih-tolkovanie-chast-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nikostomarov.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-p-globa-analiz-i-sintez-kosmogramm-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnoj-strukture-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-sociologii-tolyatti-2006-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/mozhet-li-zavuch-ne-putat-sposobi-s-metodami-a-metodiki-s-tehnologiyami.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-strategicheskij.html
  • reading.bystrickaya.ru/meropriyatiya-programmi-na-2015god-i-ih-finansirovanie-oblastnaya-celevaya-programma-chistaya-voda-na-2011-2015godi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/amerika-avstraliya-literaturno-bibliograficheskij-spravochnik-6-e-izd-ispravlennoe-i-dopolnennoe-moskva-terra-tekka-1998-sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-1998-stranica-23.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-syuz-na-evangelskite-baptistki-crkvi-sebc-uvod-2-istoriografiya-i-izvorov-material-4-glava-1-protestantskite.html
  • tasks.bystrickaya.ru/36-upakovka-eum-unificirovannie-trebovaniya-rasshirennie-k-elektronnim-uchebnim-modulyam-otkritih-obrazovatelnih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhovanni-batista-lully-jean-baptiste-1632-1687-kompozitor-muzikantosnovopolozhnik-francuzskoj-operi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svyatoj-knyaz-andrej-bogolyubskij-1110-1174-nazvanie-nashej-strani-i-nazvanie-russkogo-naroda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.