.RU

Программа дисциплины Преподавание психологии в высшей школе для направления 030300 «Психология» подготовки магистра (030300. 68) Автор: Поддьяков А. Н




Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет психологии


Программа дисциплины


Преподавание психологии в высшей школе


для направления 030300 « Психология»

подготовки магистра (030300.68)


Автор: Поддьяков А.Н.

E-mail: apoddiakov@hse.ru



Рекомендована секцией УМС

Секция "Психология"

Председатель

__________________Штроо В.А.

"_____"_____________2006 г.

^ Утверждено УС факультета психологии
Ученый секретарь

________________Е.Б.Старовойтенко

"_____"_____________2006 г.

^ Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


_______________Болотова А.К.

"_____"_____________2006 г.



Москва 2006

Пояснительная записка
^ Автор программы: доктор психологических наук, профессор Поддьяков Александр Николаевич. Требования к исходным знаниям студентов: знания в объеме курсов "Введение в психологию", "Общая психология", "Педагогическая психология".
Аннотация:

Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования и для разных контингентов обучения.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- особенности психологического образования на современном этапе;

- основы нормативно-правового обеспечения психологического образования;

- особенности построения целей, содержания, методов, организационных форм обучения в учебном курсе по психологии;

- особенности преподавания различных психологических дисциплин.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет общедисциплинарное, а также конкретное прикладное значение.

Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом курса, умение анализировать реальные психолого-педагогические ситуации преподавания психологии, умение спроектировать учебное занятие по психологии.

Объем программы – 108 часов.

Форма итогового контроля: зачет.


^ Тематический план учебной дисциплины



п/п

Наименование

темы

всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа










Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Современное психологическое образование и его цели

18

2

2

14

2

Содержание психологического образования

18

2

2

14

3

Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

18

2

2

14

4

Принципы и методы обучения психологии

18

2

2

14

5

Разработка учебного курса по психологии

18

2

2

14

6

Профессиональная подготовка преподавателя психологии

18

4

4

10




Итого:

108

14

14

80



Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.
^ Дополнительная литература Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты . М.: Владос, 2002. 208 с.
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.

Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. 304 с.


^ Формы контроля:

Текущий контроль: работа на семинарах

Промежуточный контроль: домашнее задание.

Итоговый контроль: зачет. Время, необходимое на сдачу зачёта: 20-30 мин.

^ Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Oак, оценка за домашнее задание Одз, , оценка за зачет Озач.

2. Оценки относительной важности:

Wак = 0.3, Wдз = 0.3, Wзач = 0.4

3. Если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Oак = 6, Одз = 8, Озач = 7,

то

Оср = Wак * Oак + Wдз * Одз + Wзач * Озач = 7

4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "зачёт" (7).


Содержание программы
^ Тема 1. Современное психологическое образование и его цели
Основные тенденции современного психологического образования в мире. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования. Учебные планы и программы.

Базовое психологической образование. Преподавание психологии психологам и специалистам других специальностей. Последипломное психологическое образование. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
^ Основная литература Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 42-85.
Дополнительная литература

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 2. Содержание психологического образования

Психология как наука и как учебный предмет. Учебные дисциплины по психологии и специфика их содержания. Теоретическая и прикладная психология. Общая психология. Социальная психология. Психология развития. Педагогическая психология. Экономическая психология.


^ Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 86-104.

Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 3. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

Лекции по психологии. Семинарские занятия по психологии. Практические и лабораторные занятия по психологии. Урок по психологии. Самостоятельное изучение литературы. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. Практика студентов по психологии. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в школе и вузе.
^ Основная литература Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 105-145.
Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 4. Принципы и методы обучения психологии.

Принципы обучения.

Таксономия учебных задач при изучении психологии.

Объяснительно-иллюстративные методы. Проблемное обучение психологии. Интерактивное обучение. Практические методы обучения психологии.

Методы закрепления изученного материала.

Методы проверки и оценки знаний по психологии.

^ Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 146-180.

Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 5. Разработка учебного курса по психологии.

Формулировка общей мировоззренческой направленности, целей и задач курса. Определение содержания курса. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса. Место других наук о человеке в подготовке учебного курса по психологии.

Проектирование организации и видов учебных занятий. Выбор и проектирование методов и приемов обучения, проверки и оценки знаний.

Источники материала при подготовке курса: печатные и электронные источники, видеоматериалы, опыт изучения психологии в качестве обучаемого, обмен опытом с другими преподавателями.
^ Основная литература Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 181-212.
Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 6. Профессиональная подготовка преподавателя психологии

Функции преподавателя психологии. Требования к личностным особенностям преподавателя психологии. Индивидуальные стили преподавания психологии. Пути повышения квалификации и саморазвития.
^ Основная литература Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 213-230.
Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля

1. Самостоятельный поиск и анализ студентами ситуаций преподавания психологии, показательных (интересных) с психолого-педагогической точки зрения.

Возможная схема анализа (модифицированная схема В.Я.Ляудис):

- ценности и цели участников взаимодействия;

- содержание, транслируемое в ходе взаимодействия;

- организация процесса усвоения;

- организация социальных и межличностных отношений, взаимодействия и общения;

- тип организации контроля, оценки, поощрения/наказания;

- результаты взаимодействия:

а) для обучаемых (воспитываемых),

б) обучающих (воспитывающих).


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Основные тенденции современного психологического образования.

  2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования.

  3. Учебные планы и программы по психологии.

  4. Цели и содержание психологического образования.

  5. Цели и содержание базового психологического образования.

  6. Цели и содержание преподавания психологии психологам и специалистам других специальностей.

  7. Цели и содержание последипломного психологического образования.

  8. Цели и содержание обучения психологии в средних учебных заведениях.

  9. Психология как наука и как учебный предмет.

  10. Учебные дисциплины по психологии и особенности их преподавания.

  11. Особенности преподавания теоретической и прикладной психологии.

  12. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.

  13. Лекции по психологии.

  14. Семинарские занятия по психологии.

  15. Практические и лабораторные занятия по психологии.

  16. Урок по психологии.

  17. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в школе и вузе.

  18. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

  19. Методы обучения психологии.

  20. Объяснительно-иллюстративные методы обучения психологии.

  21. Методы проблемного обучения психологии.

  22. Методы интерактивного обучения психологии.

  23. Практические методы обучения психологии.

  24. Методы проверки и оценки знаний по психологии.

  25. Разработка учебного курса по психологии.

  26. Формулировка мировоззренческой направленности, целей и задач курса.

  27. Выбор и проектирование методов и приемов обучения в учебном курсе психологии.

  28. Источники материала при подготовке учебного курса по психологии.



Методические рекомендации преподавателю


Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов, использование видеоматериалов.


^ Рекомендации по использованию информационных технологий:

В курсе используются следующие Интернет-ресурсы:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology.

2. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology.

2. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.


Методические рекомендации студентам

При освоении материала курса приветствуется использование ресурсов Интернета, культурного материала (художественной литературы, кинематографа и т.д.) и других материалов, освещающих различные стороны методики преподавания психологии.


Автор программы________________________________Поддьяков А.Н.


programma-imeet-tri-rabochih-okna-plan-profil-i-poperechnik.html
programma-individualnogo-tura-novogodnyaya-skazka-30-12-2011-05-01-2012-7-dnej-6-nochej.html
programma-informacionnie-tehnologii-v-prepodavanii-fiziki-v-visshej-shkole-sroki-obucheniya-02-11-09-05-12-09.html
programma-informacionno-prakticheskogo-seminara.html
programma-informaciya-napravleniya-sroki-podachi-dokumentov-kontakti.html
programma-informatizacii-federalnogo-arhivnogo-agentstva-na-2011-2020-gg.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sposobnosti-kak-proyavlenie-individualnogo-v-psihike-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-psihologii-23-frejdizm-psihoanaliz-30.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavlenie-podpisannoe-sergeem-ivanovim-vspoloshilo-nacionalnie-basketbolnie-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/bezopasnaya-ekspluataciya-gruzopodemnih-mashin.html
  • desk.bystrickaya.ru/optimizaciya-razvitiya-interne-t-kompetencii-subektov-parlamentskoj-deyatelnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aa-zajchenko-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnijreglamen-t-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-transporta-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii-po-licenzirovaniyu-deyatelnosti-perevozok-morskim-transportom-gruzov.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-31-k-agni-rigveda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-specialnosti-080500-62-menedzhment-profil-logistika-i-upravlenie-cepyami-postavok-podgotovki-bakalavra.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-52-razriv-v-srokah-aktivov-i-obyazatelstv-po-sostoyaniyu-na-01012002-g-tis-grn.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezentaciya-respubliki-bashkortostan-v-tpp-rf.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-knigi-almaznaya-kolesnica-stranica-45.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-semantika-i-pragmatika-stilisticheskogo-priema-antonomaziya-na-materialah-nemeckogo-yazika.html
  • report.bystrickaya.ru/iskusstvo-epohi-neolita-kultura-pervobitnogo-obshestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-9-izmenenie-predpochtenij-pechati-rukovodstvo-polzovatelya-rukovodstvo-i-spravochnik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-perspektivi-razvitiya-i-rasprostraneniya-tehnologij-a-n-klepachu-zayavka-o-vklyuchenii-v-perechen-tehnologicheskih-platorm.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-kafedri-akusherstva-i-ginekologii-belmapo-za-2008-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/torgovij-balans-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya-rossii-strategiya-razvitiya-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-4-teksti-dlya-vneauditornogo-chteniya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-sudomehanicheskogo-fakulteta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igrovaya-programma-dlya-detej-7-9-let-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-obustrojstvu-rodovogo-poseleniya-v-i-petrov-poselenie-rp-zavetnoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-na-urokah-fiziki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-generalnij-direktor-v-s-slinkin.html
  • control.bystrickaya.ru/biomedicinskaya-etika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nagibin-f-f-kanin-e-s-matematicheskaya-shkatulka-posobie-dlya-uchashihsya-4-8-kl-sred-shk.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-pasportizaciya-dokumenta-gde-i-kogda-sozdan-kto-avtor-vid-dokumenta-ii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-biohimiya-i-mikrobiologiya-moloka-i-molochnih-produktov-dlya-specialnosti-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-260201-tehnologiya-moloka-i-molochnih-produktov-bazovij-uroven.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-kulturologiya-rekomenduetsya-po-specialnosti-060105.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-studenta-pri-prohozhdenii-proizvodstvennoj-preddiplomnoj-praktiki-dlya-specializacii-finansovij-menedzhment.html
  • reading.bystrickaya.ru/kto-i-kak-izobrel-evrejskij-narod.html
  • education.bystrickaya.ru/25-mehanizaciya-ochistnih-rabot-1-harakteristika-rajona-i-mestorozhdeniya-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-proektirovanie-kotelnoj-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/peresmotrennij-proekt-otcheta-podgotovlen-sekretariatom-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ubijca-civilizacii-elektromagnitnaya-bomba.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublika-uzbekistan-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-mezhgosudarstvennij-koordinacionnij-sovet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-po-discipline-pravovie-osnovi-rossijskogo-gosudarstva-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.