.RU

Программа дисциплины «Теория и практика русского литературного языка» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс)





Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и практика русского литературного языка» для направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс)





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет медиакоммуникаций


^ Программа дисциплины
Теория и практика русского литературного языка


для направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра
(1 курс)


Автор программы:

Добрушина Н.Р., к.ф.н., доцент, nina.dobrushina@gmail.com, ndobrushina@hse.ru

Ляшевская О.Н., к.ф.н., профессор, olesar@gmail.com, olyashevskaya@hse.ru


Одобрена на заседании факультета филологии «___»____________ 20 г

Декан факультета д.ф.н., орд. проф. Е.Н.Пенская


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Ляшевская О.Н. ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^ 1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс) изучающих дисциплину «Теория и практика русского литературного языка».

Программа разработана в соответствии с:
^ 2Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Теория и практика русского литературного языка» — заложить основы теоретических представлений о структуре русского литературного языка в его устной и письменной формах и создать практические навыки идентификации основных грамматических категорий русского языка. Курс закладывает основы для других курсов филологического направления. Социолингвистический компонент курса дает базовые представления о месте и роли литературного языка в современном обществе. Навыки и умения отрабатываются на текстах, имеющих отношение к будущему профессиональному опыту студентов (публицистика, реклама).
^ 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1




лекционные и семинарские занятия; чтение литературы по курсу; самостоятельные работы (эссе, презентации, домашние задания)

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2




семинарские занятия, написание эссе, домашних работ, устные презентации

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3




семинарские занятия

использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

знание основных понятий и категорий современной лингвистики

ПК-1




лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, домашние задания)

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК-5




лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, написание эссе, домашних заданий

владение методами сбора и документации лингвистических данных

ПК-9




лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике; домашние задания

владение навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках

ПК-14




написание эссе, домашних работ

способность оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

ПК-23




семинарские занятия по соответствующей тематике; написание домашних работ



^ 4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла [специальные дисциплины] направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1 курс).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
^ 5Тематический план учебной дисциплины
1 курс



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Понятие о литературном языке. Норма, виды нормы. Источники языковой вариативности. Электронные ресурсы, посвященные русскому языку.

10

4

2




4

2

Основные этапы формирования русского литературного языка. Возникновение славянской письменности. Русский язык и старославянский язык. Споры о языке 18 века. Реформы письменности.

9

2

2




5

3

Фонетика. Образование звуков. Позиционные чередования гласных. Позиционные чередования согласных

Понятие фонемы.

11

2

4




5

4

Графика. Орфография.

8

1

1




6

5

Орфоэпия.

8

1

1




6

6

Принципы выделения частей речи. Грамматические категории.

9

2







7

7

Глагол как часть речи. Лицо. Спряжение.

Вид. Время. Наклонение. Переходность. Возвратность. Залог. Причастия и деепричастия.

12

4

2




6

8

Существительное как часть речи. Род. Число. Одушевленность. Падеж. Склонение.

8

2

2




4

9

Прилагательное как часть речи. Полные и краткие формы. Сравнительная и превосходная степень прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

8

2

2




4

10

Наречие как часть речи.

7

1

1




5

11

Числительное как часть речи.

6

1

1




4

12

Местоимение. Личные местоимения.

7

2

1




4

13

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

5




1




4




Всего часов

108

24

20




64



^ 6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа







*
















факультет филологии

письменная работа 80 минут

Эссе










*













факультет филологии

5-10 страниц

Промежу­точный

Зачет










*













факультет филологии

устный

Экзамен































Итоговый

Зачет/ Экзамен

































^ 6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего и промежуточного контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7Содержание дисциплины
1. Введение. Понятие литературного языка. Норма как свойство литературного языка. Норма как выбор из ряда вариантов. Природа языковой вариативности. Источники вариативности: территориальные, контактные, социальные, исторические и другие. Понятие о диалектах и региональных вариантах. Социальные параметры языкового варьирования: возраст, гендер, профессия, круг интересов, класс, образование. Понятие о жаргоне. Понятие о просторечии. Заимствования как источник вариативности. Вариативность речи в зависимости от ситуации общения. Формирование и фиксация литературной нормы. Словари и нормативные справочники. Роль литературного языка в современном обществе.

^ Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Литературный язык, Норма языковая, Просторечие


^ 2. Этапы формирования русского литературного языка. Славянские языки. История возникновения славянской письменности. Старославянский язык как первый письменный язык славян. Диглоссия в отличие от многоязычия. Дискуссии о языке 18 века. Становление русского литературного языка. Языковые реформы 18 и 20 вв.

^ Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

^ Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Глаголица и кириллица, Литературный язык, Орфография и пунктуация, Старославянский язык, Церковнославянский язык


3. Фонетика. Образование звуков: шум и тон, гласные, согласные, глухие, звонкие и сонорные согласные. Формула Потебни. Позиционные чередования гласных. Позиционные чередования согласных. Понятие фонемы.

Обязательная литература по разделу::

Е.И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html


^ 4. Графика. Орфография. Графическое изображение звука [j]. Графическое изображение твердости / мягкости. Орфография. Морфологический, фонетический и традиционный принципы русской орфографии.

Обязательная литература по разделу:

Е.И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html


5. Орфоэпия. Старшая и младшая орфоэпические нормы. Изменение нормы.

Обязательная литература по разделу:

С.В.Князев, С.К.Пожарицкая. Современный русский литературный язык. М.: 2012. Глава "Орфоэпия", с. 313-349. http://www.hse.ru/data/2012/01/27/1264304358/kn_pozh_2.pdf

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Орфоэпия


6. Морфология. Принципы выделения частей речи. Понятие грамматической категории. Словоизменительные и словоразличительные грамматические категории.

Обязательная литература по разделу::

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Категории грамматические, Словоформа


^ 7. Глагол как часть речи. Типы глагольных форм. Лицо. Безличные глаголы. Спряжение. Вид: значение и образование. Вид и время. Время: Значение и образование. Переносные употребления времен. Употребление видо-временных форм в публицистическом тексте. Наклонение: значение и образование. Переносные употребления наклонений в публицистике. Переходность. Возвратность. Значения возвратного аффикса. Залог. Действительный залог, страдательный залог и безличные формы в новостных сообщениях. Причастие как форма глагола. Типы причастий: время, залог. Ограничения на образование причастий. Деепричастие. Инфинитив. Значения инфинитива в заголовках.

^ Обязательная литература по разделу::

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Вид, Время, Глагол, Императив, Инфинитив, Лицо, Морфология, Наклонение


^ 8. Имя существительное как часть речи. Род: значение и способы выражения. Число: значение и способы выражения. Существительные pluralia и singularia tantum. Переносные употребления числа. Одушевленность: значение и способы выражения. Падеж: состав падежных форм, значение падежей. Склонение существительных.

^ Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Число грамматическое


^ 9. Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие формы. Сравнительная и превосходная степень прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Употребление прилагательных в публицистических текстах разных жанров.

^ Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Прилагательное


^ 10. Наречие как часть речи. Слова категории состояния.

Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Дополнительная литература

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Наречие


^ 11. Числительное как часть речи. Принципы выделения числительных. Грамматические категории числительных.

Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html


12. Местоимение. Проблема классификации: часть речи или лексический класс? Разряды местоимений по частям речи и по значению. Личные местоимения: грамматические особенности (супплетивизм, значение лица, числа, рода).

^ Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html


13. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Обязательная литература по разделу:

Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Е.И. Литневская. ^ Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru):

Предлог

^ 8Образовательные технологии
При проведении семинаров используются интерактивные формы обучения, такие как устные презентации и дебаты студентов, корпусные технологии (поиск материалов в Национальном корпусе русского языка и других электронных ресурсов, их качественный и количественный анализ).

^ 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
9.1.1. Контрольная работа.

Контрольная-тест по темам первой части курса: Литературный язык, Этапы формирования литературного языка, Фонетика, Графика, Орфография, Орфоэпия.

Вопросы/задания контрольной работы включают в себя:

  1. Вопросы и тесты для проверки освоения теоретического материала (см. п. 9.2).

  2. Задания, связанные с идентификацией диалектов и социолектов русского языка.

  3. Задачи, связанные с анализом фонетических изменений в русском литературном языке.

  4. Фонетическая транскрипция и/или анализ транскрипции фрагмента текста.


9.1.2. Эссе

Эссе представляет собой творческую работу-исследование некоторого конкретного грамматического явления по Национальному корпусу русского языка (ruscorpora.ru). Возможные темы:

1. Чем регулируется выбор числительного (собирательное или количественное) в сочетаниях с существительными мужского рода, обозначающими лиц: двое мальчиков VS два мальчика?

2. Исследование существительного с вариативной одушевленностью.

3. Исследование развития двувидовых глаголов (на примере 2-3 слов).

4. Чем регулируется выбор одной из двух возможных форм для выражения побуждения к 1 множ.: пойдем - давай пойдем, пойдемте – давайте пойдем.

5. Чем регулируется выбор числа у существительных с абстрактным / собирательным значением (выборы, голосование, посиделки, застолье и т.п.)?

6. Существительные 2-го склонения, тяготеющие к общему роду: анализ употреблений при обозначении лиц женского пола.

7. Значение и употребление прилагательных в превосходной степени.

8. Местоимения с Н и без Н (его - него, ее - нее, их - них) после некоторых предлогов.

9. Местоимения с Н и без Н (его - него, ее - нее, их - них) после форм сравнительной степени.

10. Вариативность глагольной основы: мучать и мучить (мучает – мучит, мучал – мучил).

11. Вариативность глагольной основы: обусловливать - обуславливать, удостоивать – удостаивать, сосредоточивает – сосредотачивает, обусловливает – обуславливает, обезболивает – обезбаливает, оспоривает – оспаривает.

12. Вариативность глагольной основы: двигается – движется, двигает – движет, махает – машет, колыхается – колышется.

13. Вариативность глагольной основы: стыл – стынул, иссяк – иссякнул.

14. Предложный и местный падежи существительных (о лесе – в лесу).

15. Варианты типа убеждение / убежденье.

16. Динамика изменения форм деепричастий в 19-20 веках.

17. Архаичные и новые формы местоимений, союзов и предлогов в 19 веке: динамика вытеснения старых форм новыми.

18. Род и одушевленность марок машин (новая мицубиси/ новый мицубиси / новое мицубиси? Видел твой новый Мерседес / твоего нового Мерседеса?).

19. Склонение топонимов (названий мест) на –ово / -ево.

20. Сравнительные формы в 19-20 вв: ранее – поранее, раньше – пораньше, менее – поменее, меньше – поменьше.

21. Вариативность длиннее - длинней, веселее - веселей, интереснее – интересней.

22. Побудительные формы на -емте, -имте (пойдемте, споемте): динамика изменений на протяжении 19-20 вв.

23. Статистика употребления деепричастий в современных текстах разных типов (письменные / устные, разные жанры).

24. Вариативность ото рта / от рта, ото сна / от сна, ото льда / от льда: статистика, чем регулируется выбор.

25. Вариативность со временем / с временем: статистика, история развития, чем регулируется выбор.

26. Черный кофе / черное кофе: история согласования по роду существительного кофе в 19-20 вв.

27. Частица бы (б) при однородных сказуемых: сохранение или опущение (Посидели бы, попили (бы) чайку, поговорили (бы)).

28. Сочетание частицы бы (б) с причастиями и деепричастиями: достигнувший бы, достигнув бы.

29. Переход прилагательного в существительное: этапы развития на примере нескольких слов (например: курсовая работа - > курсовая).

30. Морфологическое освоение заимствований: число, род, одушевленность (он-лайн, промоушн, вип, нон-фикшн, пипл). На материале НКРЯ и блогов.

^ 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету и для самопроверки студентов:

1. Какой язык называется литературным?

2. Что такое норма?

3. Для чего обществу литературная норма?

4. Где фиксируется норма?

5. На каком этапе развития общества появляется потребность в литературной норме?

6. Как формируются территориальные разновидности языка? Как они называются?

7. Каковы социальные параметры языковой вариативности?

8. Что такое жаргон?

9. Что такое просторечие?

10. Когда сформировался русский литературный язык? С какими именами связано его формирование?

11. Что такое кириллица и глаголица и с чем связано их возникновение?

12. Что такое старославянский язык и какова его роль в славянском мире?

13. Что такое старославянизмы и какова их роль в современной публицистике?

14. Что было изменено в процессе реформы письменности первой трети 18 века?

15. Что было изменено в процессе реформы письменности 1918 года?

16. Образование звуков: шум и тон, гласные, согласные, глухие, звонкие и сонорные согласные

17. Чем отличаются согласные от гласных?

18. Чем отличаются звонкие согласные от глухих?

19. Что такое шум и тон и как они образуются?

20. В чем состоит формула Потебни?

21. Приведите примеры позиционные чередований гласных

22. Приведите примеры позиционные чередований согласных

23. Как выделяются фонемы?

24. Что такое графика?

25. Каковы характерные особенности русской графики?

26. Как обозначается на письме звук [j]?

27. Как обозначается на письме твердость и мягкость согласных?

28. Что такое орфография?

29. Каковы принципы русской орфографии?

30. Чем занимается орфоэпия?

31. Назовите некоторые черты старшей орфоэпической нормы.

32. На каких основаниях выделяются части речи?

33. Что такое словоизменительные и словоразличительные грамматические категории?

34. Чем характеризуется глагол как часть речи?

35. Назовите основные типы русских глагольных форм.

36. Что выражает категория лица?

37. Какие глаголы называются безличными?

38. На каком основании выделяются типы спряжения?

39. Каково значение категории вида?

40. Как выражается вид?

41. Как соотносятся вид и время?

42. Каково значение категории времени?

43. Как выражается время?

44. Приведите примеры переносного употребления времени.

45. Каково значение категории наклонения?

46. Как выражается наклонение?

47. Приведите примеры переносного употребления наклонений.

48. Какие глаголы называются переходными?

49. Какие глаголы называются возвратными?

50. Назовите основные возвратного аффикса

51. Что такое залог?

52. Каковы характерные особенности причастий?

53. Назовите основные типы причастий.

54. От каких глаголов не образуются страдательные причастия?

55. От каких глаголов не образуются причастия настоящего времени?

56. Каковы характерные особенности деепричастий?

57. Чем характеризуется существительное как часть речи?

58. Каково значение категории рода?

59. Как выражается род?

60. Каково значение категории числа?

61. Как выражается род?

62. Существительные pluralia и singularia tantum

63. Переносные употребления числа

64. Каково значение категории одушевленности?

65. Как выражается одушевленность?

66. Каково значение категории падежа?

67. Какие падежи выделяются в русском языке?

68. На каком основании выделяются типы склонения существительных?

69. Охарактеризуйте основные склонения существительных.

70. Чем характеризуется прилагательное как часть речи?

71. Чем отличается функционирование полных форм прилагательного от кратких?

72. Чем отличается состав полных форм прилагательного от кратких?

73. Как образуются сравнительная и превосходная степень прилагательных?

74. Назовите и охарактеризуйте лексико-грамматические разряды прилагательных.

75. Чем характеризуется наречие как часть речи?

76. Что такое категория состояния?

77. На каких основаниях выделяются числительные как часть речи?

78. В чем состоит проблема классификации местоимений?

79. Назовите разряды местоимений по частям речи и по значению.

80. Охарактеризуйте личные местоимения с точки зрения их грамматических особенностей.

81. Охарактеризуйте служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

^ 10Порядок формирования оценок по дисциплине
Годовая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1 курс

Итоговая оценка по учебной дисциплине выводится по обобщении результатов двух лет обучения.


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях, в частности, решение и обсуждение задач, ответы на вопросы, устные презентации, учебные дебаты, работа с фонетической транскрипцией, работа с корпусом и другими электронными ресурсами. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях; полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с устной презентацией, в учебных дебатах; качество устной и письменной презентации; качество освоения рекомендованной учебной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0.2·Оэссе +0.2·Ок/р ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Опромежуточный = 0.3·Озачет + 0.4·Отекущий + 0.3·(Осам. работа + Оаудиторная)

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.
^ 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1Базовый учебник
Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. М., 2003. (Серия «Классический университетский учебник»).

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

^ 11.2Основная литература
С.В.Князев, С.К.Пожарицкая. Современный русский литературный язык. М.: 2012. Глава "Орфоэпия", с. 313-349. http://www.hse.ru/data/2012/01/27/1264304358/kn_pozh_2.pdf

Е.И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://learning-russian.gramota.ru/manuals.html

^ 11.3Дополнительная литература
Электронная энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru)

11.4Справочники, словари, энциклопедии, электронные ресурсы
Аванесов Р. и др. Орфоэпический словарь. М., 2011.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2003.

Толковые словари русского языка (МАС под ред. А.П.Евгеньевой; словари под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой и др.)

Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru

«Пульс блогосферы» Яндекса

Портал www.gramota.ru


programma-po-ispolzovaniyu-ikt-na-urokah.html
programma-po-istorii-filosofii-dlya-studentov-pravoslavnogo-svyato-tihonovskogo-bogoslovskogo-instituta-tema-predmet-filosofii-chto-takoe-filosofiya-predmet-i-metod-filosofii.html
programma-po-istorii-rossii-prednaznachena-dlya-7-9-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-ona-sostavlena-na-osnove-trebovanij-k-obyazatelnomu-minimumu-soderzhaniya.html
programma-po-izobrazitelnoj-deyatelnosti-obyasnitelnaya-zapiska.html
programma-po-izucheniyu-russkogo-yazika-v-mladshih-klassah-shkoli-predusmatrivaet-tri-vzaimosvyazannih-no-obladayushih-opredelennoj-samostoyatelnostyu-uchebnih-kursa-obuchenie-gramote-razvitie-rechi-i-vneklassnoe-chtenie-2.html
programma-po-kraevedeniyu-istoricheskoe-skazanie-o-zemle-prikamskoj-lebedeva-i-p-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/principi-formirovaniya-planirovochnoj-i-funkcionalnoj-strukturi-turistskoj-sistemi-pekina-i-ego-prigorodov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sv-kustova-assistent-kafedri-kormleniya-selskohozyajstvennih-zhivotnih-v-a-fedotov-kandidat-tehnicheskih-nauk.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-voznikla-blagodarya-telefonnomu-stranica-18.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tipichnie-oshibki-v-yazike-i-stile-delovoj-korrespondencii-istoriya-razvitiya-delovogo-pisma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-sosh73-im-a-f-chernonoga-na-2007-2011-godi-shkola-territoriya-zdorovya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-29-pravovaya-kultura-vp-salnikov-v-d-popkov-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij-pinguin-books-olimp-biznes-moskva-2004-stranica-11.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volejbol.html
  • college.bystrickaya.ru/-transportnij-nalog-v-regione-povishatsya-ne-budet-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/po-geopolitike-4.html
  • student.bystrickaya.ru/222-naimenovanie-tem-obem-v-chasah-auditornih-zanyatij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-polnaya-i-sokrashennaya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-edinstvennogo-akcionera-otkritogo-akcionernogo-obshestva-zoloto-seligdara-stranica-56.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-geografiya-biografiya-istoriya-chvash-respublikin-patshalh-pichet-arhiv-ch-vashrespubliki-n-k-nekeletopi-.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-vasiliya-nikolaevicha-skalona-stranica-20.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-postroeniya-tablici-istinnosti-istoriya-razvitiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-rnd-2-feniks-351s-2-abdulina-o-p-usinovlenie-v-rf.html
  • institut.bystrickaya.ru/stadiya-krika-sedov-k-f-s28-nejropsiholingvistika.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-lekarstvennoe-obespechenie-naseleniya-moskovskoj-oblasti-v-2007-godu-spravka-k-itogovoj-kollegii-2007-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/patriarh-iosif-1642-1652-gg-kartashev-a-v.html
  • report.bystrickaya.ru/kir-bulichev.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-priema-v-internaturu-na-2007-2008-uchebnij-god-prilozhenie-7-plan-priema-v-klinicheskuyu-ordinaturu-na-2007-2008-uchebnij-god-prilozhenie-8-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-biografiya-chudes-chast-3-x-biografiya-chudes-chast-6-75-xi-biografiya-chudes-chast-7-81.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-2-etapa-konkursa-metodicheskih-razrabotok-pedagogov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-zato-seversk-obrazovanie-v-naukograde.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-sistema-podgotovki-turistskih-obshestvennih-kadrov-dlya-st-normativnie-dokumenti-po-podgotovke-kadrov.html
  • student.bystrickaya.ru/17-razvitie-selskogo-hozyajstva-reshenie-ot-08-07-2011-95-17-rd.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vremenno-ispolnyayushij-obyazannosti-predsedatelya-pravitelstva-respubliki-dagestan-n-kaziev.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-sovremennoj-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-gidrotehnicheskih-sooruzhenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-9-b-ajris-press.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-v-g-sadkov-sadkov-v-g-i-dr.html
  • bystrickaya.ru/zbroya-masovogo-urazhennya-ta-korotka-harakteristika.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-4-morya-priklyucheniya-volnih-korsarov-vsegda-volnovali-voobrazhenie-sabatini-prisutstvuya-vo-mnogih-ego-proizvedeniyah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-nacionalnogo-ekzamena-blok.html
  • writing.bystrickaya.ru/linnej-karl.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-dlya-provedeniya-zanyatiya-po-teme-vidi-zapisej-pri-rabote-s-tekstom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/esli-rech-idet-o-dogovore-socialnogo-najma-kurs-lekcij-po-speckursu-dlya-studentov-visshih-yuridicheskih-zavedenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.