.RU

«Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция». Спб.: 1994, с. 3, с. 5-6


МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ко ДНЮ КУЛЬТУРЫ

 

«Совершенство – цель земных путей»

Содержание:

Занятие для учащихся начальных классов

Занятия с учащимися средних и старших классов

I. Беседа

II. Работа со словом.

III. Пословица – образ.


«Этика – опора жизни, а нравственный человек

– истинный гражданин жизни»

(Т. Манн)

«ПЕТЕРБУРЖЕЦ ХХI ВЕКА –

^ ГРАЖДАНИН НОВОЙ ЭПОХИ»

Петербургская концепция воспитания, которой свойственен комплексный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, описывает портрет юного петербуржца следующим образом: это гражданин своего города, Отечества, человек, призванный решать личные и социальные проблемы в XXI веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира и Вселенной («Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция». – СПб.: 1994, с.3, с.5-6).

Исходя из вышеизложенного, а также из того положения, что самосовершенствование есть жизненная необходимость, День Культуры в школах предлагается провести в 2004 году под девизом «Совершенство – цель земных путей».

Ниже приводятся некоторые варианты организации воспитательной работы на эту тему.

Каждый педагог, опираясь на свой творческий потенциал, используя свой опыт работы и предложенный в данном пособии материал, сможет интересно провести занятия с учащимися на темы самосовершенствования. Это могут быть самые различные формы воспитательной работы: беседы, дискуссии, викторины, деловые игры и т.п.


^ Занятие для учащихся начальных классов

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: В сотворчестве с детьми обозначить нравственные принципы взаимоотношения людей, их личные моральные качества, без которых продвижение общества к лучшему будущему невозможно.

С учетом возрастной психологии, используя разнообразные дискуссионно-игровые формы актуализации творческой активности детей, пробуждающие интерес к данной теме, предлагается рассмотреть – с точки зрения самосовершенствования – наиболее важные качества, лежащие в основе нравственного воспитания. Целесообразно рассматривать как необходимые положительные, так и недопустимые отрицательные моральные качества личности, определяемые нравственными принципами.

Например, можно предложить к обсуждению следующие качества личности:

– положительные – благодарность, вежливость, верность, добросовестность, дружелюбие, ответственность, отзывчивость, скромность, смелость, терпеливость, трудолюбие, честность и т.д.;

– отрицательные – безжалостность, грубость, зависть, за­знайство, лень, лицемерие, нечестность, скупость, страх, трусость, эгоизм и т.д.


Для справки

Воспитание нравственности (из словарей по философии и этике):

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель.

Воспитание нравственности ориентированно на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в обществе, в семье, коллективе, в общении.

Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно как составная часть социализации. Окружающие люди и общественные институты могут оказывать на человека как морально формирующее, так и деморализующее влияние.

Воспитание нравственности неотрывно от самого существования человека, его жизни как разумного существа, обладающего свободой выбора. Оно есть процесс нравственного самоопределения человека, создания самого себя посредством собственных поступков и поведения. Невозможно нравственно воспитать человека без его личного участия в этом процессе, без его доброй воли и сотрудничества, самовоспитание – существенная часть, основа воспитания нравственности.

Занятия с учащимися средних и старших классов

^ I. БЕСЕДА

Цель занятия:

– заинтересовать учащихся темой самосовершенствования;

– способствовать самостоятельному выводу (не обязательно озвученному) о необходимости работы над собой – для лучшего будущего как своего, так и общества в целом;

– способствовать развитию культуры мышления и одной из важнейших ее составляющих – умению правильно определять причинно-следственные связи.

Занятие строится на стремлении заинтересовать учащихся, привлечь к активному участию в дискуссии посредством включения их логического и творческого (образного) мышления через постановку вопроса, позволяющего определить причинно-следственные связи какого-либо явления.

В качестве исходной причины, предлагается взять, исходя из выбранной темы, то или иное утвердившееся в характере человека качество и предложить учащимся определить, к каким последствиям это может привести (см. список «Черты личности»).

Обсудить – как данное нравственное качество может повлиять:

– на будущие семейные отношения,

– на отношение с друзьями, коллегами,

– на всю дальнейшую жизнь.

Рассмотреть последствия – если выбранное качество будет свойственно: а) одному человеку, б) группе людей, в) обществу.

Необходимо учесть, что для лучшего усвоения темы сле­дует рассматривать как отрицательные, так и положительные свойства характера.

^ II. РАБОТА СО СЛОВОМ.

Цель занятия: через работу со словами, эпитетами, определяющими качества личности, способствовать расширению понимания, лучшему представлению учащихся о сущности жизненных понятий и качеств личности, формированию правильного их образа.

Все это позволит более четко определить и утвердить в сознании подрастающего поколения нравственные ориентиры.

Задание 1.

Подобрать эпитеты для различных человеческих чувств и качеств личности.

Предоставить учащимся возможность подобрать эпитеты самостоятельно, затем предложить воспользоваться Словарями русского языка (в данном разделе использованы примеры из «Словаря эпитетов русского литературного языка» – СПб: «Норинт», 2002–224 с., автор Горбачевич К.С.)

Эпитет (буквально – «приложенное») – образное, художественное определение, эмоциональная, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. В нем воплощается уникальность мироощущения.

Многие эпитеты, подчеркивая внешнюю характеристику лица, предмета, явления одновременно показывают и его внутренний, духовный облик. Недаром о самих эпитетах говорится:

верный, выпуклый, красочный, меткий, образный, подходящий, справедливый, точный, удачный, яркий.

Примеры.

Эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ» – безбрежная, беззаветная, бескорыстная, брат­ская, возвышенная, глубокая, деятельная, живая, заботливая, искренняя, красивая, могучая, настоящая, небесная, нежная, необыкновенная, непобедимая, пламенная, подлинная, поэтическая, радостная, самоотверженная, светлая, сердечная, счастливая, терпеливая, трогательная, чистая.

Эпитеты к слову «РЕВНОСТЬ» (в «Словаре эпитетов» имеется 43 определения этого качества, и все, в основном, негативные): беспочвенная, бессильная, гнетущая, мучительная, несчастная, пустая, слепая, страшная, томительная, тягостная, унизительная и т.п.

Эпитеты к слову «УПРЯМСТВО» (крайняя неуступчивость, стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу): безнадежное, безрассудное, бесплодное, бесполезное бессмысленное, злое, кап­ризное, надменное и т.п.

Эпитеты к слову «НЕВЕЖЕСТВО» (отсутствие стремления к познанию): дикое, закостенелое, косное, слепое, темное, тупое и т. п..

Задание 2.

Найти эпитеты для существительных: жизнь, личность, долг, страх, ложь, лень.

Примеры.

Слово «ЖИЗНЬ» («Словарь эпитетов», с. 67-69).

О малосодержательной, бессмысленной жизни: бездеятельная, безликая, бескрылая, бесплодная, бесполезная, бессмысленная, бессодержательная, бестолковая, бесцветная, бесцельная, бледная, будничная, вялая, глупая, глухая, дремотная, душная, животная, застывшая, затхлая, заурядная, косная, ленивая, медленная, мелкая, мещанская, монотонная, неинтересная, неподвижная, нескладная, несуразная, ничтожная, нудная (разг.), обывательская, однобокая, однотонная, одуряющая, пассивная, постная, праздная, пустая, пустозвонная (разг.), рутинная, серая, скучная, слепая, сонная, стоячая, тоскливая, тусклая, узкая, чахлая.

О жизни, доставляющей радость, счастье; о деятельной, трудовой, содержательной жизни :

активная, благородная, богатая, бурлящая, бурная, великолепная, весёлая, волшебная, вольная, восхитительная, глубокая, горячая, действительная, деятельная, доблестная, духовная, дивная, живая, замечательная, изумительная, изящная, интеллектуальная, интеллигентная, интересная, кипучая, красивая, культурная, легендарная, многогранная, многообещающая, многоцветная, могучая, мудрая, мужественная, мятежная, напряжённая, настоящая, насыщенная, одухотворённая, осмысленная, перспективная, полная, полнокровная, полноценная, поэтическая, прекрасная, приятная, просторная, радостная, светлая, свободная, сказочная, славная, содержательная, солнечная, сочная, страстная, стремительная, счастливая, творческая, торопливая, трудовая, труженическая, увлекательная, удачливая, удивительная, целенаправленная, человеческая, чудесная, чудная, широкая, яркая.

Слово «ЛИЧНОСТЬ» (о человеке как носителе каких-либо свойств, качеств).

При положительной оценке: авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одаренная, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая.

При отрицательной оценке: бесстыдная, криминальная, непривлекательная, низменная, ничтожная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, сомнительная, темная, честолюбивая, эксцентрическая.

Слово «ДОЛГ» (обязанность).

^ Безусловный, благородный, великий, высший, незыблемый, непреложный, непременный, нерушимый, осознанный, первостепенный, первый, почетный, прямой, святой, священный.

Важно обратить внимание учащихся на то, что слово «долг» имеет только положительные характеристики.

Задание 3.

Учащимся предлагается обсудить различные качества личности, в частности, те, которые следует всемерно развивать в себе.

Например: устремленность, жизнерадостность, инициативность и т.п.

Подобрать к ним синонимы, антонимы и близкие по значению слова, пользуясь при необходимости специальными словарями. Особенно следует обратить внимание на следующие важнейшие моральные качества: совесть, достоинство, ответственность, милосердие, сострадание – те, которые следует осознать (через углубление понимания значения этих слов) и развивать в первую очередь.

Кроме положительных, должны быть осознаны и отрицательные качества личности, от которых необходимо избавляться, такие как: высокомерие, грубость, зависть, невежество, обидчивость, мстительность, ревность, самомнение, цинизм, эгоизм – которые также необходимо обсудить, подобрав к ним соответствующие эпитеты.

Задание 4.

Отдельно рекомендуется подобрать синонимы и антонимы, а также близкие по значению слова – для каждого из качеств, способствующих успешному сотрудничеству:

доброжелательность, сердечность, приветливость, чуткость, внимательность, великодушие, дружелюбие, признательность, отзывчивость, бережливость, терпимость, верность, доверие, самоотверженность, скромность, сознательность, сочувствие, человечность, а также чувство справедливости, умение слушать, умение говорить по сознанию (список предлагается дополнить, сравнить с перечнем качеств, необходимых для партнерства).

Пример синонимов и антонимов для слова «ВЕЖЛИВОСТЬ»:

синонимы – учтивость, корректность, уважительность, обходительность, предупредительность,

антонимы – грубость, неуважительность.



^ III. ПОСЛОВИЦА – ОБРАЗ.

«Не всякое слово – пословица» (В.И. Даль) «Нет пословицы без правды».

Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания; выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория; выражение мысли в конкретном образе. В образе заключается красота, а в ней – ключ к мудрости жизни.

Задание учащимся.

Подобрать пословицы, поговорки и загадки на темы: «Знание, учение, образование», «Человек и его характер», «Дружба».


Примеры.

^ ЗНАНИЕ, УЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Учиться никогда не поздно.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

^ По ученику и об учителе судят.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Диплом имеет, а дела не разумеет.

Не выучит школа – выучит охота.

Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.

Учи других и сам научишься.

^ Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Истинное знание не бросается в глаза (Японская пословица)

Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь (Вьетнамская пословица)


УМ (Глупость)

^ Глаза – чтобы видеть, ум – чтобы распознавать.

Чужим умом в люди не выйдешь.

Ум бороды не ждет.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или

полузнайки – все ясно. (Индийская пословица)


^ ЛЕНЬ

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Убить бы день, а ночь и так пройдет.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Ты меня, работушка, не бойся, – я тебя не трону.


^ ДРУЖБА

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

С иным водиться – что в крапиву садиться.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Был Филя в силе – все другие к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора.


* * *

predprinimatelstvo-v-respublike-belarus.html
predpriyatie-a-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-voronezhskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2008.html
predpriyatie-iznos-ob-utverzhdenii-programmi-po-razvitiyu-gorno-metallurgicheskoj-otrasli-v-respublike-kazahstan.html
predpriyatie-kotoroe-budet-rassmatrivatsya-v-dannoj-rabote-i-na-osnovanii-deyatelnosti-kotorogo-budut-provoditsya-dalnejshie-raschyoti-i-analiz-yavlyaetsya.html
predpriyatij-i-organizacij-s-ezhegodnim-obrazovaniem-ot-50-do-100-tonn-uglevodorodsoderzhashih-othodov-naschitivaetsya-23-obekta-iz-kotorih-7-obektov-raspolozheno-v-g-minske-5-v-brestskoj-oblasti-i-4-v-grodnenskoj.html
predpriyatiya-olega-deripaski-ne-otvechayut-trebovaniyam-bezopasnosti-babrru-03022010.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10122009-g-s-12-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-torgovogo-moreplavaniya-novij-chast-23.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-rodosa-kogda-naletel-shtorm-podhvachennie-techeniem-oni-v-konce-koncov-okazalis-na-pochti-neobitaemom-skalistom-ostrove-antikitira-raspolozhennom-severo-zapad-stranica-14.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyaz-issledovatelskoj-deyatelnosti-s-dopolnitelnim-obrazovaniem-uchashihsya-cherez-kompleksnie-ekskursii-v-prirodu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svyatie-mesta-chudnie-veshi-dragie-veshi-izmeneniya-kulturnih-obrazov-mira-v-russkih-palomnicheskih-hozhdeniyah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-16-02-2012-g-40-oprovedenii-rajonnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-shkolnikov-novoe-pokolenie-kuraginskogo-rajona-dlya-uchashihsya-8-11kl.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-7-organizaciya-vneuchebnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/mamonovo-gzhehotki-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xiv-deyatelnost-osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-a-blok-7-chas-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-valyutnih-operacij-v-organizaciyah-razlichnih-form-sobstvennosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/koloskov-vi-hudozhestvennaya-literatura-rossijskaya-proza.html
  • credit.bystrickaya.ru/opisano-li-v-biblii-znamenitoe-plavanie-kolumba-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-napravlenie-podgotovki-030201-65-politologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-dokladov-na-seminar-ekzoplaneti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/x-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-gosudarstvo-obshestvo-cerkov-v-istorii-rossii-xx-veka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-godovoj-otchet-oaomrsk-severo-zapada-po-itogam-raboti-za-2011-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detsko-yunosheskij-centr-orion-po-rajonnim-kompleksno-celevim-programmam.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mikrokontent-kak-pisat-zagolovki-zaglaviya-stranic-i-temi-v-pochtovih-soobsheniyah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-uprocheniya-kbto-pravila-eksportnogo-kontrolya-96-3-perspektivi-povisheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-kak-prohodit-process-stanovleniya-etnicheskoj-identichnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valerij-zorkin-odobril-obshestvennij-kontrol-kommersant-gazeta-moskva-anna-pushkarskaya-sankt-peterburg15-02-2011-17-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-raboti-shkolnoj-biblioteki-mou-chuvarlejskaya-sosh-za-200-9-20-10-uchebnij-god.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vozvrashenie-bogov-alan-f-alford-gods-of-the-new-millennium.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-na-2009-2012-godi-mou-korobicinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinamika-proizvodstva-i-razmesheniya-posevov-saharnoj-svekli.html
  • college.bystrickaya.ru/-organizacionnie-voprosi-utverzhdenie-povestki-dnya.html
  • school.bystrickaya.ru/chem-bezuprechnee-s-literaturnoj-tochki-zreniya-roman-ili-pesa-tem-huzhe-film.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-chleni-partnerstva-i-poryadok-vidachi-svidetelstv-o-dopuskah-moskva-2010-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-kontrolya-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • education.bystrickaya.ru/26022010agentstvo-nacionalnih-novostejburgeri-i-sendvichi-iz-fastfudov-ne-privlekayut-bolshinstvo-rossiyan.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-opredeleniya-informacionnij-byulleten-bolonskij-process.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predvizhdaniya-za-bdesheto-programa-asoki-na-proekta-kalimera-kulturni-prilozheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-perekachivayushih-stancij-pnb-psp-zheleznodorozhnih-i-avtomobilnih-estakad.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.